Найти тему
Armenia Today

ICG оценила риски новой войны между Арменией и Азербайджаном и роль миссии ЕС

Риск возобновления столкновений между Арменией и Азербайджаном остается высоким, пишет в своем отчете Международная кризисная группа (The International Crisis Group, ICG). В то же время отмечается, что новая наблюдательная миссия ЕС может помочь снизить риск нового конфликта.

По оценке ICG, возможная новая война между Арменией и Азербайджаном приведет к огромным человеческим жертвам, подорвет цель ЕС, России и США по снижению региональной напряженности и посеет дальнейшую нестабильность в Евразии. Эксперты отмечают значительный риск повторения боевых действий, имевших место в сентябре 2022 года. «Поскольку Азербайджан обладает большим военным преимуществом, а Россия отвлечена войной на Украине, мало что может удержать Баку от использования своего преимущества на этом новом фронте, если он потеряет терпение в переговорах», — пишет ICG, отмечая, что «скоро на Южном Кавказе наступит весна, и таяние снегов расчистит путь для новых операций».

ICG выделяет несколько факторов, обеспечивающих Азербайджану преимущество над Арменией. Отмечается, что за счет доходов от резкого роста цен на экспортируемые энергоносители Азербайджан с 2023 года увеличил военный бюджет примерно на 40%, сформировал новые подразделения «коммандос» и другие специальные силы.

По оценке экспертов ICG, силы Баку становятся все более хорошо оснащенными, с арсеналом, который включает в себя различное передовое вооружение, такое как высокоточные ракеты большой дальности класса «земля-земля», барражирующие боеприпасы и боевые беспилотники, поставляемые Израилем и Турцией. Также Баку продолжает получать помощь от Турции в виде совместных военных учений и другой технической и материальной поддержки. Кроме того, «повышенный спрос Европы на азербайджанский газ придал смелости Баку».

Группа напоминает, что в сентябре 2022 года азербайджанские военные взяли под свой контроль около 140 кв. км территории Армении. «Со своих господствующих позиций они имеют возможность нанести удар еще дальше вглубь страны, потенциально отрезав южную часть Армении от остальной части страны в считанные дни», — говорится в отчете.

В то же время ICG утверждает, что Армения «ослабела как в относительном, так и в абсолютном выражении». «Война на Украине не только отвлекла внимание России и уменьшила ее авторитет как эффективного гаранта мира в регионе, но и снизила ее потенциал в качестве партнера Армении в области безопасности. Еревану не хватает оружия, его арсеналы истощены войной 2020 года, но Москва – его традиционный поставщик – направляет оружие на свою собственную войну в Украине. В условиях растущей напряженности Еревану еще предстоит определить новый надежный источник оружия, для использования которого его солдатам не потребовалась бы обширная подготовка», — говорится в докладе.

Кроме того, подчеркивается, что ВС Армении также борются «с потрясениями в своей командной структуре и низким моральным духом в своих рядах». В докладе отмечается, что в феврале 2021 года премьер-министр Никол Пашинян уволил начальника Генштаба и не назначал нового на протяжении более года.

В то же время ICG пишет, что, по оценке большинства экспертов, не ясно, действительно ли Баку планирует захваты новых территорий. «Азербайджан знает, что такой шаг вызовет резкую критику со стороны зарубежных партнеров. Внутренняя аудитория тоже может задаться вопросом, действительно ли необходимо нападение на территорию Армении, особенно если оно окажется дорогостоящим с точки зрения жертв. Успехи, достигнутые Баку в сентябре, обошлись дорого. В том месяце он потерял более 80 солдат, многие из них были из элитных сил спецназначения, что стало самым большим числом погибших за два года после войны 2020 года. Эти потери привели к нехарактерным дебатам в стране», — говорится в докладе.

ICG прокомментировал возможную роль миссии наблюдателей ЕС в регионе, о развертывании которой блок заявил 23 января. По оценке группы, миссия ЕС, «похоже, предлагает наилучшие шансы минимизировать риск повторения или расширения сентябрьских боевых действий». Отмечается, что достижение консенсуса среди государств-членов ЕС относительно отправки миссии «потребовало некоторого маневрирования в Брюсселе, учитывая формальный союз Армении с Россией и опасения оттолкнуть Азербайджан в тот момент, когда его энергетические ресурсы пользуются большим спросом на всем континенте».

Авторы доклада выделяют 3 задачи, которые ЕС необходимо выполнить для успеха миссии. Подчеркивается, что ЕС «необходимо будет использовать все возможные каналы, чтобы заручиться поддержкой Баку и получить разрешение на развертывание миссии на азербайджанской стороне границы». Также отмечается, что потребуется наладить рабочие отношения с российскими пограничниками. Кроме того, ЕС необходимо будет обеспечить наличие у миссии необходимого мандата и ресурсов, в том числе широких полномочий для развития связи и сотрудничества как между двумя сторонами, так и в приграничных районах, пишет ICG.

«Москва, возможно, не встретит миссию с распростертыми объятиями, но ее интересы на Южном Кавказе совпадают с интересами Брюсселя, по крайней мере, в том, что касается предотвращения конфликтов. Кремль должен смотреть на миссию как на возможность и спокойно помогать ей выполнять свою работу», — говорится в докладе.

Читай больше новостей на нашем сайте

Новости Армении в Telegram