Найти тему
Учитель гармонии

Дети и многозадачность: шансы на здоровое музыкантство

Гардероб ДМШ как источник информации к размышлению
Гардероб ДМШ как источник информации к размышлению

Итак, в наличии способный ребёнок, с регулярной выучкой, при думающих родителях.

Каждый божий день, нам настырно мечтается о результатах - чтобы играл всё круче, всё стабильнее, чтобы пел звонко и чисто, точно слышал, живо реагировал... и неизменно радовал педагогов.

Как создать для этого условия? А я вам скажу. Знаю главное из них. Юному музыканту не дОлжно быть уставшим. Со свежими силами, наш герой любые горы свернёт.

Но! Противоречия обозначаются сразу, логика трещит по швам - на первой же стадии рассуждений.

Возьмём наиболее привычную (по крайней мере, для Москвы, где вторая учебная смена - редкость) схему. Юный музыкант попадает в ДМШ/ДШИ после уроков в школе общеобразовательной. Сколько их было? От четырёх до восьми, в зависимости от возраста. С хорошей вероятностью, за день у человека - целая система стрессов в виде проверочных работ, самых разных, возможно - жёстких. Не исключено, что ребёнок/подросток прибегает/приезжает на музыкантские занятия, минуя дом, - на ходу перехватывает куски, еле-еле успевает запить их горячим чаем. Можно ли говорить о том, что он физически годен к игре на инструменте и к адекватному пению/слышанию - с такой вот дневной предысторией? Будет ли он звучать на своём максимуме, покажет ли лучшее в себе? Очевидно, нет.

Казалось бы, простейшее решение - на поверхности. Давайте, господа ДМШовцы, все дружно минимизируем общее образование, избавимся от режимности в этом направлении. Пора нам, милые звёздочки "предпрофа", экономить себя для больших дел - концертных и конкурсных, для захватывающих перспектив, для подлинно артистической жизни. Давайте расставим приоритеты и сконцентрируемся...

По долгу службы, иногда бываю в музыкальных школах в первой половине дня. В классах теплится жизнь: на специальность сбегаются те, что храбро подменили систему общих предметов - своей, особенной, "уникальной". Те, чьи родители бросились с головой в омут СО. Или не бросились? Есть и другой вариант: "числимся очно" - посещаем как умеем, договариваемся. Короче, разный бывает эскапизм. Нынче голову в песок - но ведь компенсировать, так или иначе, в недалёком будущем придётся, и больно, и нелегко.

Участь ДМШовцев-"семейников", в итоге, та же - гонка за основным общим образованием, без которого речь о вступлении в музыкальное СПО не идёт. Но гонка "отсроченная", хаотическая, бессистемная, с упущенной базой, без реальных навыков. "Просто сдать и забыть..." Здесь надо понимать отчётливо, что "СО ради качества познания" и "СО для будущих музыкантов" - сущности сугубо контрастные.

Поздний вечер. Семиклассники, всё сплошь лауреаты, наспех одеваясь, беседуют в гардеробе после сольфеджио и музлитературы. "Ещё на завтра биологию делать, к тесту готовиться, английский, немецкий, на пятницу - контурные карты..." - сетует улыбчивый паренёк. Романтичная красавица смотрит на него с удивлением. Без всякой задней мысли, без зависти, но и без жалости: "Надо же, как всего много! А я вот в школу не хожу. Утром сплю, сколько спится. Потом разыгрываюсь, занимаюсь - и сюда." Девчонки-приятельницы, с разными инструментами за спиной, подключаются к беседе и, закономерно, любопытствуют: мол, НАДО же, в конце-то концов, с общей школой разбираться, правда? И получают чудесный, непререкаемый в своей логике ответ: "Мама сказала - всё разрулит".

Вот серьёзно, нечем крыть. "Хорошие мамы своих детей ЖАЛЕЮТ!": такая мысль - частый гость в комментариях моего блога. Пришло время не только высказаться с родительской позиции, но и взглянуть на проблему глазами училищного педагога-теоретика. У меня немалый обзор и своя статистика, за 18 лет в штате "Мерзляковки" - как раз за период активного распространения школьного экстерната, роста подобных тенденций, их существенной популяризации.

Итак! Бесспорные лидеры в группах училища, по совокупности их умений (да, включая специальность), по адаптации к жизни - это студенты, испытавшие на себе основное общее образование в классическом, полном объёме. Те ребята, что ненароком вспоминают: всё выбирали между музыкой - и программированием/химией/писательством/языками. Те, что ради музыки оставили школы самые-самые профильные. Те, кого так "не хотели отпускать" без 10-го и 11-го классов. Те, что активно развивали голову - к слову, при заметном содействии родителей. Общительные граждане, нередко - участники региональных/городских молодёжных инициатив, общественных организаций.

В чём сильны эти студенты? В режимности! Они умеют рассчитывать своё время; их выносливость годами натренирована - они иначе и не мыслят себе учёбу. Далее, это люди с хорошо развитой речью (ценно - не только для теоретиков, но в последнем случае просто критично). Ребята научены конспектировать, обладают неплохим почерком. Важно также их умение переключаться с одного вида деятельности на другой, реагировать на изменения обстановки. Широк их круг взаимодействий, стабильно воспитаны навыки коммуникации со множеством разных по характеру педагогов. А главное, для бывших "очников" нет вопросов на тему "учёба - это с раннего утра!"

Предвижу реакцию скептиков. Мол, не все после "нормальной" школы ТАКИЕ, а кое-кто и наоборот, пресытившись-переполнившись, идёт вразнос, от всего учебно-научного шарахается. То ли дело - бывшие "заочники" с их незамутнённым сознанием - открытые к новому, не "пережатые", не растерявшие веру в себя, не подвергшиеся "стандартной" травле.

Господа оппоненты, моя работа охватила и охватывает, по сумме, сотни конкретных случаев: исключения так и остаются исключениями. Нет в училище подобной увязки: "бывший экстернатник = более играющий/слышащий/музыкальный". Зато есть... медленно и трудно пишущие, а также не знакомые с форматом классной контрольной работы. Выходцы с СО, однозначно, чаще позволяют себе пропуски занятий - так, видимо, и не перестроившись со школьных лет, мысля аудиенции, в норме, эпизодическими. Как преподаватель, я столкнулась, кстати, ещё и с желанием отдельных студентов скрыть былой статус "семейника". Боюсь, неспроста.

На сегодняшний день мы с сыном Петром (10 лет, 4-й класс) настроены взять от общего образования максимум. Каждое буднее утро, к восьми часам, он приезжает в школу. Я искреннее полагаю, что это самое здоровое решение - дать ребёнку возможность слушать и слышать, смотреть и видеть урок за уроком, познавать сам факт классной работы.
На сегодняшний день мы с сыном Петром (10 лет, 4-й класс) настроены взять от общего образования максимум. Каждое буднее утро, к восьми часам, он приезжает в школу. Я искреннее полагаю, что это самое здоровое решение - дать ребёнку возможность слушать и слышать, смотреть и видеть урок за уроком, познавать сам факт классной работы.

Возвращаясь к школьному возрасту, отмечу: на мой вкус, интегративная система обучения в ССМШ - близка к идеалу. Спору нет, это щадящий вариант общего образования. Но... таковое в наличии, не игнорируется, не избегается, не "опускается для ясности", а системно предоставляется одарённым в музыке детям - комфортно по времени и локации. Уже другой вопрос, насколько аккуратно и сознательно семьи склонны этим воспользоваться, как именно решат выстраивать сочетание со специальным тренажом и концертной жизнью. Конкурентная среда же взывает к действию, и это прекрасно.

Причины, по которым не все перспективные дети-музыканты связаны с ССМШ, обычно восходят к верности "родному" педагогу в своей муниципальной/районной музыкальной школе. Есть и другой фактор, узко профессионального плана: теоретическое, дирижёрско-хоровое, вокальное образование не предполагают пути через специальную школу. Таким образом, мы снова и снова выходим на пресловутую тему многозадачности, применительно к детям и подросткам-"предпрофовцам".

Всем привет от будущего теоретика, пока 12-ти лет! И в 6-м классе у Нины общее образование 100%. Что дальше? Жизнь покажет.
Всем привет от будущего теоретика, пока 12-ти лет! И в 6-м классе у Нины общее образование 100%. Что дальше? Жизнь покажет.

А теперь позвольте спроецировать обозначенную проблему на взрослую жизнь - пусть даже конкретно музыкантскую. Ту, на которую, вероятно, рассчитывают сегодняшние студенты и школьники...

И ведь нет здесь оранжереи. Работа требует концентрации и немалой энергии. Семья - тоже, если ставить задачи и рассчитывать на качество в делах.

Уж не в школьном ли детстве-отрочестве, продираясь сквозь плотные связки "взаимоисключающих" обстоятельств, мы "пристреливаемся" к будущей своей предельной нагрузке?

-4

Кто из нынешних учеников - реально зазвучит в веках? Кто принесёт обществу пользу, именно в качестве музыканта?

Время рассудит.

Мне, как маме нескольких ДМШовцев, сейчас очень и очень непросто.

"Это всё усталость!" - негодую я каждый раз, заслышав от своих очередной досадный ляп на сцене.

Идём дальше. Тропинка проторена.

Правда где-то рядом. Но где точно - не знает, пожалуй, никто.