Найти тему
Отец Сергий.

Моё детство.

Несколько лет назад, когда мы завели с детьми традицию перед сном рассказывать друг другу истории, и я очень подробно и много рассказывал им про свои детские приключения, я стал, как говорится, прозревать, какое же прекрасное у меня было детство! Память, вероятно, хранит только хорошее! Ну, во первых, две бабушки живущие не с нами, но в нашем городе, и в частных деревянных домах. И вот ночуешь и даже иногда живешь, например, на каникулах у бабушки. Там тебе малина клубника крыжовник смородина черноплодная рябина - свежие или в вазочке, и все это с глажением по головке и конфетами на дорожку. А какими красками, теперь кажется, искрилась сама жизнь! И зима – снежки, клюшки, горки, и лето - пляж, велосипед, рыбалка. Ну весна и осень там понятное дело школьная тоска, в смысле доска, эти косые дожди и экзамены там разные, ну не очень любил, безусловно, как и все, наверное. Что говорить, детство, все через что-то проходили, и проблемки, бедки были. Но зато какие чувства, какие эмоции, запахи вспоминаются из того периода жизни! Яблоки душистые, снег пушистый, тогда и хлеб с солью казался манной небесной. Каждый день приносил приключения и драйв, у нас были велосипеды, плоты, шалаши, тарзанки разные. Сверстники, советские школьники и школьницы, мои друзья, ну просто ангелочками предстают сейчас в памяти! Такие все курносенькие, веснушчатые, веселенькие, непоседливые и добродушные. Постоянно что-то делающие, снующие, меняющие что-то друг у друга, затевающие. Андрюшки, Аленки, Димки у которых были общие радости, общие неприятности, общие жевательные резинки (да вот ведь ужас!), и общие цели: где поживиться газировкой, порохом, мороженым и мелочью на семечки. А какие красивые слова нас окружали: детская кухня, зарница, горн, шары, пятнашки, бант, БАМ, физра, радионяня, вожатые, летняя площадка. Для тех кто не в курсе летняя площадка это как бы летний дневной лагерь в собственной школе. Как прекрасна была школа летом, без уроков, с конкурсами, с экскурсиями, с купаниями, и даже с полетами на АН -2! Как это было возможно? Ну вот такая была жизнь в СССР. Заставляли жить полной жизнью, быть, так сказать, готовыми к труду и обороне, а как же? ГТО, учебные тревоги, собрать разобрать автомат, марлевые повязки шить, как говорится мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути! Да, меня, пятиклассника, первый полет на кукурузнике не скажу, что привел в восторг, напротив, жутковато было, и может даже то был опыт первой настоящей молитвы, опыт осознания бренности бытия и хрупкости жизни))). Но это был так же первый опыт надежды на технику, на этих сидящих к тебе спиной людей, пилотов, спокойных, добрых дяденек, очень важных, в этой своей голубой форме, фуражках, погонах. И всё это вспоминается в ярком солнечном свете! Эти коробочки домов, змейки речек, шашечки полей - красота!

Как чётко запомнился этот полет, эти воздушные ямки, новый чудесный мир за стеклом иллюминатора, поездка назад в школу на ставшем таким маленьким автобусе! Да, многое тогда было впервые, и это придаёт детству неповторимое очарование. Впервые полетел на настоящем самолёте, впервые переживал за себя и товарищей, впервые видел как на обратном пути девочке одной стало очень дурно, и ее выносли на траву, и ничего страшного оказалось, тошнота от укачивания, и это происшествие как разрядка, ....уффф, слава Богу так только закончилось. И так всё шло: что не день -то какое-то открытие, приключение, драйв, любовь, ненависть, и всё искреннее, настоящее. Не знаю прав ли я, но я склоняюсь к мысли, что тот период страны был очень благоприятным для нашего детского племени. Летние лагеря были по всей стране, я четыре раза ездил в лагерь с первого по пятый или шестой класс. С нами занимались, не давали расслабиться круглый год...металлолом, практика в колхозе, мукулатура, картошка-капуста, хор, бальные танцы, соревнования разных масштабов. И всё это по мимо того было сдобрено колоссально пионерской тематикой, нагрузкой от вышестоящих товарищей. Постоянные линейки и марши в школе и лагере, сборы дружины, шефства над ветеранами, младшими классами. Я ещё вёл политинформацию, председатель звена, стенгазета и т.д. и т.п. Мне нравилось практически всё, я это воспринимал как должное....Помимо официальных отношений в школе, в отряде, у нас было время оттянутся, как говорится. Например в пионерском лагере с утра напряг, там маршируешь, бегаешь, а вечером танцы или кино, и это всё в вечерней темноте, на воздухе, на юге - романтика. Дружили, назначали свидания, знакомились, признавались в любви, просто дурачились бегали, например переодетые в кикимор каких нибудь, веселились от души. Веселиться умели и дети и взрослые, и часто вместе, мы тогда равенство какое-то все ощущали между собой и уважение. И красота определенная была в нашей пионерии. Вспоминаю с настольгией эти великолепные горны, барабаны, белоснежные рубашки, гольфы и банты у девчат, яркий красный цвет кумача, пилотки, значки, зычные речевки, песни, улыбки, переглядки и конечно костёр, огромный великолепный пионерский костёр!

В своем писательском порыве я ни в коем случае не берусь утверждать, что у нашего поколения было какое-то прямо идеальное детство, нет. Критики не спешите браться за перечисление недостатков того времени, издержек воспитания в советской системе образования, это я, сегодняшний, менее всего хочу бередить. В своих воспоминаниях я ориентируюсь более на чувства, впечатления, даже запахи, звуки, эмоции, записанные памятью в конкретно моем детстве. Мною движет желание осознать этот личностный, так сказать эмпирический опыт, и поблагодарить за него. Поблагодарить Бога, людей, наставников, друзей, врагов, в общем всех. Поблагодарить и за радости, и за испытания того периода моей жизни, который мне мыслится как некий дар, как урок или наставление адресованное лично мне и только мне. А потому только мне, как правообладателю, и не кому более, позволительно делать какие-либо выводы, категорично оценивать этот кусок моей жизни. Итак, детство (период с 6 по 12 лет) было доброе, школьное, лагерное, пионерское. Это была школа, в которой я имел возможность соприкасаться с добром и с неприятностями, лаской и грубостью, честностью и нечистоплотностью. И то и другое окружало меня и моих сверстников - детей конца семидесятых, начала восьмидесятых годов, но хаять СССР, страну жизнь в которой, дескать, насквозь была пропитана ложью, страхом, несправедливостью и прочими ужасами, мне, теперешнему россиянину, ну совсем не с руки.

Почему мне, ну совсем не хочется критиковать ту жизнь, и ту страну? Возможно потому, что для нас, детей, взрослые той страны делали всё совсем не из корысти, не движимые какими-то политическими установками, а от чистого сердца, по чувству долга, от полноты собственного мироощущения. Да система была безбожной, да маразм присутствовал в этом застое, все в душе были не в восторге от выступлений и докладов старенького уже Ильича и т.д. Но при этом - все кто хотел, мог заработать, и зарабатывал, все кто желал мог получить первоклассное образование даром, и получал, каждый мог рассчитывать на сытую старость, и никто не голодал. Мои родители – инженеры, например, получили отличную квартиру от государства, а когда родился мой младший брат, то им предоставили другую, просторнее. Но не буду отступать от темы…я был маленький, ничего не понимал в политике, делая уроки в своей отдельной детской комнате, с отдельным балконом – лоджией, или резвясь на даче шесть соток, но с домом из новой щитовой серии, куда приезжал с родителями на новинке АВТОВАЗа. Утром ходил в школу, она была в метрах трёхстах от дома… кстати, по прекрасному асфальту, благо жили практически на центральной улице города. Школа…какая она была, и что она для меня значила? Все смотрели фильм приключения Электроника? Вот вам реальная советская школа и школьники. Да – да, такими мы и были, и именно ТАКИМИ были наши учителя. Вы в этом фильме помните учителей? Это портреты, действительно образчики, наших прекрасных советских учителей, и в реальности встречались, лично мне, ещё и лучше. Что за люди были! - Внутренний стержень, огромное самоуважение, требовательные, интеллигентные, стремящиеся, имеющие широкий кругозор, воспитанность. Они умели вести за собой…, и мы шли за ними. Шли, потому что любили. Да, не все предметы всем нравились, но учителей мы любили, спасибо вам солнышки наши. Вы были с нами, пока родители много и достаточно тяжело трудились все. С вами мы ходили в походы, бегали на зарницах, ночевали в палатках, рыбачили, клеили, колотили скворечники, покоряли лыжню, мокли на картофельных полях. Вам мы «исповедовались», делились самым сокровенным, и вы отдавали нам всех себя без остатка, вы жили нами, школой, предметом, который преподавали. И вот в этой «империи зла и лжи», мы дети, не только в школе, но и во дворе, в далёком пионерском лагере, на корабле, в поезде, на вокзале, на горном перевале, тропе, лыжне, - везде себя прекрасно чувствовали, развивались, росли, и благодаря старшему поколению, учителям, ветеранам и даже нашим простым бабушкам, впитывали в свои сердца честность, человечность, открытость, веру в справедливость, совестливость и ещё много всего того, что делает человека человеком.