Почему вообще об этом надо думать и читать эту статью?
Потому что очень важно выработать в себе привычку распознавать провокации и любые другие виды манипуляций, успевать ловить свои эмоции до того, как они навредят себе или окружающим, что вполне возможно.
Начнем с определения в словаре, которое нам выдает google при первом же запросе:
Провокация - подстрекательство к каким-нибудь действиям, которые могут повлечь за собой тяжёлые последствия.
Уже звучит как-то агрессивно, не правда ли?
Да и в целом, с почти полной уверенностью можно сказать, что за этим понятием закрепились скорее негативные ассоциации, чем наоборот. Но на самом деле, провокации, как вид манипуляции, способны не только разжигать военные конфликты, но и способствовать, к примеру, более осмысленному образовательному процессу.
В сфере искусства авторы произведений, скульпторы, живописцы прибегают к художественной провокации, способствующей обновлению ценностей и дающей людям возможность по-новому взглянуть на окружающую их действительность, совершить переоценку происходящего. В некоторых случаях художественная провокация и вызванные ею сильные отрицательные эмоции помогают сфокусировать внимание общества на серьезных социальных проблемах и стимулировать на переосмысление своей позиции относительно ситуации в современной среде.
Еще Сократ (± 469-399 гг. до н.э., на минуточку) обнаружил значительный потенциал этого феномена - способность провокаций форсировать развитие аналитических способностей собеседника и стимулировать формирование его независимого мнения. Он использовал провокации для вовлечения в спор людей и побуждения оппонентов к формированию собственного видения, способности отказаться от шаблонов, навязанных обществом. Он был готов ранить чувства человека ради пробуждения его сознания.
Несмотря на то, что большинство людей в той или иной степени сталкивались с провокациями по отношению к себе или наблюдали их со стороны, многие продолжают остро реагировать на "высказывания" представителей творческой среды и не только. Это было бы полезно, если б имело развитие в рефлексии, но часто просто остается выплеском эмоций неприятия без их осмысления.
Позволю себе выдернуть из контекста несколько подходящих фраз от знающих людей, а целиком статью можно почитать по ссылке на Lenta.ru.
Анатолий Осмоловский (российский художник, теоретик, один из ярких представителей Московского акционизма):
Идея «неоскорбления» чьих-либо чувств — абсолютно глупая. Чувства надо оскорблять. Потому что, когда мы это делаем, люди начинают эти чувства проявлять. Искусство в том числе занимается тем, что напоминает людям, что у них есть чувства. Страх задеть чьи-то чувства — религиозные, этические, политические и какие-либо другие — я считаю затеей реакционной, которая ведет к тепличному маразматичному режиму, где никто никого не оскорбляет и никто ничего не чувствует. Оскорбление чувств средствами искусства должно присутствовать в современном нормальном обществе.
Произведения искусства, которые якобы оскорбляют чьи-то чувства, во многом еще и тренировка умения не попадаться на маркетинговые стратегии и ухищрения. Кроме прочего, это еще и прививка от манипуляций, развивает у зрителя рефлексию и способности к самоанализу.
Георгий Литичевский (российский художник, критик, историк и теоретик современного искусства):
Если кому-то картина не нравится - можно на нее не смотреть. Но запретных тем нет. Да, есть запреты в разных культурах на изображение чего-то или кого-то, но эти запреты условны и рассчитаны на определенную группу людей. Если мы будем все их держать в голове, то окажется, что ничего нельзя изображать, кроме орнаментов. Изображение не является физическим насилием, поэтому изображать можно все.
Предлагаю вспомнить несколько примеров провокаций в медиа.
На премьере фильма "Дом, который построил Джек" из зрительного зала ушло около 100 человек. Остальные аплодировали стоя. Уверен, что Триер остался доволен результатом, уж очень любит он "оскорблять". Вся его карьера в кино - сплошной нонконформизм. Вот и здесь, в самый разгар движения MeToo, в нескольких сценах фильма его герой максимально жесток к женщинам, а в одном из эпизодов режиссер добавляет еще и детей, что вообще за гранью. Но согласитесь, что эмоциональный эффект, полученный после просмотра такого - будет гораздо убедительнее какой-либо социальной рекламы.
Сама суть этого жанра живописи - сделать выпуклым, подчеркнуть особенности, задеть за живое, будь то портрет прохожего или мировое событие. Жанр социальной карикатуры призывает обратить внимание на проблемы общества и если удастся кого-то оскорбить, то цель достигнута.
Все же помнят жуткие последствия публикаций Charlie Hebdo в 2015 году? Несколько карикатур обнажили целый склад накопившихся социальных и культурных конфликтов, на которые было принято закрывать глаза.
Всегда важно задавать вопрос - зачем он(она/они) это сделали?
Хороший пример из сферы масс-медиа (СМИ, как угодно) это Артемий Лебедев. Он сам признавался, что намерено провоцирует свою аудиторию дерзкими высказываниями и эпатажем. Иногда откровенно лжет (не сознавался). Хоть Артемий и не объяснил, но в его случае, думаю, единственная задача - кликбейт, то есть генерация трафика к своей персоне.
Илья Прусикин, на мой взгляд, стоит где-то между карикатурой и медиа, в том смысле, что создает прецедент и оттягивает внимание на себя, одновременно закладывает едкий посыл через атрибутику и символы. Там не сложно подумать, посмотреть на одежду, прикинуть что это могло бы значить. Напишите свои версии в комментариях.
Одним из самых впечатляющих видов провокативного (не всегда) искусства является перформанс. Он может быть настолько разнообразен, насколько не ограничивает себя его создатель. Всегда непредсказуем и часто опасен. Как правило акционисты, подобно жанру карикатуры, подсвечивают наиболее острую социальную проблему и делают это очень выразительно.
Для тех, кто пропустил тему, recomendación посмотреть выступление, пожалуй, самой известной и опытной акционистки Марины Абрамович.
Итог. В российском дискурсе провокация обычно является негативно воспринимаемым явлением. Но мы уже выяснили, что крайне необходимо различать позитивные и негативные формы провокации. Все зависит от исследователя и ситуации, которую он оценивает. Полезной провокацией будет та, которая освобождает от догм и других форм давления, побуждая общество к формированию собственного видения, способности отказаться от навязанных социумом ограничивающих убеждений.