Найти в Дзене

Загадки картин / Боярыня Морозова / Василий Суриков

История боярыни Морозовой не просто так тронула сердце великого художника. Произошедший в XVII веке раскол и в XIX веке делил русский народ на два лагеря. Старообрядцев по-прежнему было много среди купцов. В том числе и Павел Третьяков им был. Да и сам Василий Суриков вырос в старообрядческой семье. Cуриков не торопился начинать картину, он чувствовал, что задуманное произведение станет вехой в его творческой биографии и много посещал различные музеи и живописные выставки, набирался опыта своих гениальных коллег. Весной 1884 года вернувшись из поездок по Европе, он приступает к работе над великим полотном, делая сначала большое количество эскизов. В феврале 1887 года на пятнадцатой выставке Передвижников В. И. Суриков впервые представил зрителям свою картину «Боярыня Морозова». Уже в мае она была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым за невероятные по тому времени 25 тысяч. В наше время картина признана вершиной творчества Сурикова и шедевром мирового искусства. Сюжет картины Худ
Оглавление

История боярыни Морозовой не просто так тронула сердце великого художника. Произошедший в XVII веке раскол и в XIX веке делил русский народ на два лагеря. Старообрядцев по-прежнему было много среди купцов. В том числе и Павел Третьяков им был. Да и сам Василий Суриков вырос в старообрядческой семье.

Cуриков не торопился начинать картину, он чувствовал, что задуманное произведение станет вехой в его творческой биографии и много посещал различные музеи и живописные выставки, набирался опыта своих гениальных коллег. Весной 1884 года вернувшись из поездок по Европе, он приступает к работе над великим полотном, делая сначала большое количество эскизов.

В феврале 1887 года на пятнадцатой выставке Передвижников В. И. Суриков впервые представил зрителям свою картину «Боярыня Морозова». Уже в мае она была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым за невероятные по тому времени 25 тысяч. В наше время картина признана вершиной творчества Сурикова и шедевром мирового искусства.

Сюжет картины

-2

Художник открывает нам событие ноября 1671 года, когда боярыню Феодосию Морозову из московского дома отправили в заключение по приказу русского царя. Ее везут в санях по московским улицам к месту заточения в тюрьму города Боровск.

Боярыня Морозова стала символом старообрядчества в России.

Исторический контекст

Алексей Михайлович
Алексей Михайлович

Боярыня Морозова - Феодосия Прокопьевна была родственницей первой жены царя Алексея Михайловича (отца Петра I). Хрупкая и изящная девушка, Феодосия вышла замуж в 17 лет за одного из самых богатых людей государства — Глеба Ивановича Морозова. У него была роскошная усадьба, десятки тысяч крестьян и он был ближайшим советником самого царя.

Усадьба Зюзино (сегодня)
Усадьба Зюзино (сегодня)

Но после реформ патриарха Никона церковь «раскололась» на два противоборствующих лагеря. Феодосия твёрдо решила оставаться на стороне старообрядцев. После смерти мужа, через какое-то время их начали преследовать. Феодосия не стала скрывать своей веры и активно выражала свое несогласие с нововведениями.

Царь был возмущен поведением Морозовой, но за неё вступалась царица — Мария Ильинична Милославская. Но вскоре и она умерла.

А тем временем Алексей Михайлович решил жениться второй раз, на Наталье Кирилловне Нарышкиной. То ли Морозова осуждала этот брак, то ли была недовольна чрезмерной пышностью свадьбы, но факт остаётся фактом — на свадьбу она не пришла! Тогда Алексей Михайлович пришёл в ярость и приказал арестовать Феодосию.

Наталья Нарышкина (мать Петра I)
Наталья Нарышкина (мать Петра I)

Ее пытали на дыбе, принуждая отказаться от старой веры. Но она устояла. За это ее уже были готовы сжечь на костре, но заступились бояре. Тогда, чтобы не вызывать много шума, царь приказал тихо и незаметно уморить женщину голодом в тюрьме, а имущество конфисковать.

Спустя более чем двести лет после описанных событий тема раскола звучала уже как тема противостояния официальной власти, она была не менее актуальной и в 1880-е годы. Хождение в народ, террор «Народной воли», убийство Александра ll и казнь «первомартовцев» - все это вызывало исторические ассоциации.

Образ боярыни

Образ черной вороны на белом снегу воскресил в сердце художника другой образ, образ женщины в черном, которая обречена на смерть.

-6

Василий Суриков изображает ключевой момент из истории боярыни. Ее везут на смерть.

Она, знатная и богатая, едет на простых санях с соломой. Так художник подчёркивает пережитые унижения: арест, пытки, приговор к сожжению.

Но она по-прежнему не отступает от старой веры. Вся в чёрном, с бледным и худощавым лицом. Она тянет руку с двуперстием вверх.

Вся исхудавшая и подурневшая от пыток, она все равно идёт против системы на верную гибель. Она обречена, но ни за что не отступит.

Лицо Морозовой. Фрагмент
Лицо Морозовой. Фрагмент

За счёт невероятного сочетания физической слабости и духовной силы образ получается очень запоминающийся.

Образ толпы

Художник отводит героям своих картин, не роль, не монолог, он дарит им судьбу и они навсегда останутся в памяти такими, какими он их запечатлел.

Он создал невероятно красочную и разношерстную толпу. Здесь можно долго разглядывать узоры старинных одежд, именно такими они и были у дворян и купцов в XVII веке. Суриков сам находил сохранившиеся образцы для того, чтобы реалистично изобразить эпоху.

-8

Но самое интересное в этой толпе — эмоции людей! Многие типажи Суриков нашел в старообрядческой общине на Преображенском кладбище.

Кто-то безумно жалеет боярыню и плачет. Кто-то вдохновляется и верит ещё больше. Кто-то поражается такой смелости и силе духа. А кто-то смеётся.

-9

Обратите внимание, что старообрядческим двуперстием боярыне отвечает лишь юродивый, сидящий на снегу. Ему терять нечего. А вот все остальные не готовы так смело идти против царских законов.

Рядом с ним свое ответственное место занимает странник, в лице которого читаются автопортретные черты художника. Странник принадлежит к тому же лагерю, что и опальная боярыня, у него такие же, как и у нее, старообрядческие четки - лестовки. В его реакции кажется, есть что-то такое, что ставит его как бы над трагедией.

Юродивый. Фрагмент
Юродивый. Фрагмент

Рядом с санями идёт сестра Морозовой, княгиня Урусова. Мы знаем, что все пытки и лишения будут выдержаны ею не менее стойко, чем ее сестрой в Боровском остроге.

Княгиня Урусова. Фрагмент
Княгиня Урусова. Фрагмент

У мастера эта историческая толпа, где социальные различия не так важны. Все они равноправно принадлежат прошлому. Она многолика, она волнуется, бурлит, но выступает как единое «народное тело». Толпа – это народ, а народ как единый, живой, вечно обновляющийся организм – всегда прекрасен.

Композиция картины

«Страшно я ракурсы любил. Всегда старался дать все в ракурсах. Они очень большую красоту композиции придают…» В. Суриков
Набросок
Набросок

Художник делал для своей картины много эскизов и набросков. Всего сохранилось более 30 эскизов, где он искал верную композицию.
Интересно, что Суриков, хорошо знакомый с историей казни Морозовой, прекрасно знал, что раскольницу везли прикованной железным ошейником к стулу, связанной и обездвиженной. Но, изображая в своих первых эскизах достоверные факты, художник увидел, что фигура раскольницы получается жалкой и нелепой - в ней не было ничего героического и величественного - поэтому он наделяет Морозову длинными цепями, которые не только не сковывают ее жеста, но подчеркивают широким полукружием, его красоту.

Суриков не боялся многофигурных композиций. Он умел ловко загораживать одного человека другим, создавая реалистичное, но все же гармоничное столпотворение. И никаких театральных расстановок в рядю

Однако не сразу далось движение саней.

-13

Они никак не хотели ехать. Чего только не предпринимал Василий Иванович. Менял положение полозьев саней на снегу, угол оглоблей, соединяющих сани и лошадь, – ничего не помогало. И тут ему пришла в голову идея нарисовать рядом бегущего мальчика и сани сразу «поехали»! Глядя на них, почти физически ощущаешь, как они скользят по снегу. Треугольник саней боярыни клином рассекает окружающую людскую массу, устремляясь к линии горизонта по диагонали в левый угол картины. Энергия раскольницы преображает, расслаивает, раскалывает людей. Тоже очень интересное решение, созвучное сюжету.

В государственном Русском музее храниться эскиз композиции Сурикова, где Василий Иванович делал попытку изобразить движение саней слева направо, в другую сторону. Однако. Он так и остался эскизом.
В государственном Русском музее храниться эскиз композиции Сурикова, где Василий Иванович делал попытку изобразить движение саней слева направо, в другую сторону. Однако. Он так и остался эскизом.

Самыми динамичными являются персонажи, наиболее приближенные к Морозовой. Второй и последующие ряды внешне более статичны, но подвержены внутренней динамике: разнообразные чувства переполняют всех присутствующих, равнодушных нет.

-15

По церкви в глубине картины можно заметить, что в данный отрезок времени они проезжают Церковь Николая Чудотворца в Новой Слободе на Долгоруковской улице в Москве, недалеко от дома, где жил Суриков.

Главным эффектом колористического строя ведущей темы будущей картины стало отношение черного и белого цвета, трагический конфликт красочных аккордов.

-16

Вся картина разделяется на три горизонтальные полосы. Средняя - самая широкая и темная, верхняя и нижняя полоса — небо и снег – самая светлая. Контрасты и в одежде героев. Черный сарафан Боярыни и белые одежды юродивого, при этом он не употребляет почти черные краски. Он пишет его через другие цвета. Понимая красоту, богатство и глубину этого цвета в жизни, Суриков получает черное, комбинируя (по собственным его словам) ультрамарин, краплак и индийскую желтую.

Поэтому темное пятно фигуры Морозовой воспринимается не как провал в холсте, а звучит как тра­гическая симфония, полная тончайших, едва различимых нюансов.

Контрастом черному пятну одежды Морозовой является белая рубаха юродивого. Сложность в том, что его белые одежды написаны на фоне белого снега полного рефлексов и теней. Интересно, что черные и светлые пятна героев композиции не только не теряются на фоне красок толпы, но, напротив, сразу привлекают к себе внимание. Это цветовая палитра - подлинное открытие мастера.

Суриков понимал, что и снег — один из главных героев его картины. Он обязан быть очень реалистичным. Чтобы мы слышали его скрип под полозьями.

Со снегом у Василия Ивановича отношения сложились особые. Он писал его только с натуры на улице, стараясь поймать тончайшие оттенки. Натурщиков он тоже просил позировать на морозе, чтобы уловить оттенки кожи под воздействием холодного воздуха.

-17
«На снегу писать — все иное получается, — говорил Суриков. — Вон пишут на снегу силуэтами. А на снегу все пропитано светом. Все в рефлексах лиловых и розовых, вон как одежда боярыни Морозовой — верхняя, черная; и рубаха в толпе…».

Ценность картины

Художник, хорошо знакомый с подлинными историческими источниками, тем не менее, отклонился от них. Стараясь подчеркнуть силу образа, он часто отходит от исторических деталей. Кроме того произведения изобразительного искусства становятся историческими источниками при условии, что автор является современником событий. Однако живописные произведения В. И Сурикова могут быть источниками при изучении культуры и быта народа. Мастер тщательно изучал и воссоздавал в своих картинах костюмы, предметы быта, архитектуру, многочисленные типы разных социальных групп, мужчин, женщин, детей, бояр и бедняков, нищих и юродивых.

Главная ценность живописи Сурикова в том, что художник предлагает нам свой взгляд, свою версию исторических событий. Он отражает историю в художественных образах и дает нам возможность глубоко прочувствовать ее на эмоциональном уровне. Правда истории и правда искусства не одно и то же: у науки и живописи разные задачи. Живопись помогает понять характер и менталитет народа. Дух времени. Глубоко любя Россию, хорошо зная «изнутри» характер народа, великий русский живописец в своем творчестве дает нам возможность почувствовать душу народа того времени.

-18

Как хорошо сказал А. М. Эфрос:

«Суриков – это самый русский из русских художников и единственный исторический живописец из них, которому пристал титул «великого». Если это не так, тогда в русском искусстве не было истории, а в ней самой не было ни дедов, ни отцов, и, может быть, не было вас, мои современники. Ибо Суриков – это «рубеж земли русской».

Статья Лазыкиной Марии (с)

по материалам: http://mus-pozdeyev.ru/p100

Как ворона на снегу: 16 символов, зашифрованных в картине «Боярыня Морозова»

и книги Елены Нестеровой "Боярыня Морозова" Аврора 2000г.