Найти тему

Комплексы у ребёнка. От куда берутся?

Примеры конкретных фраз, которыми родитель может отвергнуть ребенка и таким образом, отвергая, как бы вытеснить из социальной системы и начать формирование комплекса, с которым человек сталкивается во взрослом возрасте. 

Ты ничего не можешь, как безрукий; 

Заставь дурака Богу молиться - он и лоб расшибет; 

Сделаю сам(а), а то тебя сто лет ждать; 

Нашел (нашла) на что обижаться; 

Ты чувствуешь не это, а …; 

Облажаешься - плакаться не приходи; 

Хватит ныть! 

Любые ролевые оскорбления (дурак, лентяй и пр.) 

 

Фраза “Ты ничего не можешь” обесценивает любые усилия и старания ребенка, потому что он только учится. Никто не рождается с умениями, а подобными фразами уничтожается желание что-то делать. В дальнейшем эти же родители удивляются, что ребенок ничего делать не хочет. 

 

 

Фраза “Заставь дурака Богу молиться - он и лоб расшибет” также обесценивает любого рода старания, а также не дает права на ошибку. Люди, у которых нет права на ошибку, - озлобленные, потому что они очень многого требуют от себя и - как следствие - от других. В связи с этим вынуждены тотально все контролировать, чтобы не было никаких ошибок. В дальнейшем может преобразоваться в убеждение: лучше ничего не делать, чем делать и ошибаться. 

 

 

Фраза “Сделаю сам(а), а то тебя сто лет ждать” закрывает ребенку возможности научиться. Это констатация того, что не принимают его чувства, стремления, проявления. В результате формируется убеждение “то, что мне важно, - не важно”. Зачем что-то делать, если придет старший и сделает. Вариация: придет кто-то старший и скажет, как жить правильно. 

 

 

Фразы “Нашел, на что обижаться” и “Нет, ты этого не чувствуешь, ты чувствуешь другое” не позволяют установить границы. 

 

-2

Обида - это единственный способ ребенка восстанавливать границы. 

 

Мозг созревает постепенно, а от ребенка часто требуют взрослой сознательности в возрасте, когда он на это еще не способен. Когда родители уничижительно отзываются о том, что ребенок обиделся, они обесценивают его чувства. И это же показатель того, что взрослые сами не готовы встречаться с чувствами и эмоциями. 

  

Утверждение “ты чувствуешь не это, а то” формирует у ребенка “расщепленку”, когда чувствуешь одно, думаешь другое, а делать вынужден третье. 

  

Любые ролевые оскорбления - это определение личности в целом вместо реакции на конкретные действия. Так формируется убеждение в неполноценности. Очень плохо, что таким образом детей приучают к отказу от себя, так как чтобы получить родительскую любовь, они вынуждены с этими определениями согласиться.