Найти тему
МИР (Море История Россия)

Эвакуация немцев из Крыма. День 4 мая 1944 года. Что говорят наши, и что говорят немецкие документы?

4 Мая Ветер южный 4-5 м/с. Видимость 8-10 миль. Сильная облачность, осадки.

В 2.30 (3.30) из Сулины вышел конвой «Tulpe» («Тюльпан»), состоящий из 5 БДБ с грузом 302 т боезапаса, трех 7,5-см противотанковых пушек, 10 минометов, 25 т. оборудования связи. Ожидаемое время прибытия 1 час ночи 5 мая.

Активность советской авиации отмечена только с утра. М.Морозов указывает: «С утра 4 мая советские самолеты возобновили охоту на суда противника. Удару вновь подвергся конвой «Рихтер», обнаруженный на рассвете всего в 15-20 милях от Севастополя. С часовым интервалом его атаковали 16 штурмовиков из состава 47-го ШАП и 18 Ил-2 из состава 6-го ГШАП, которых прикрывали в сумме 23 истребителя. Немцы учли уроки предыдущего дня и прикрыли уцелевшие суда истребительной эскадрильей. В воздухе разгорелся жаркий воздушный бой, в ходе которого наши потеряли три «горбатых» и один Як-9. Ни одно из судов повреждений не получило. Не исключено, что один из советских самолетов пополнил счет обер-лейтенанта Эриха Хартмана. Его 9-я эскадрилья, входившая в состав 111/JG52, была переброшена в Севастополь в первых числах мая, а уже 3-го числа он записал на свой счет 208-ю воздушную победу, а на следующий день — 209-ю.

Больший успех сопутствовал штурмовикам 8-й воздушной армии, тяжело повредившим около 12 часов выходивший из Казачьей бухты буксир «Эрцгерцог Карл» (378 бр.т), который буксировал в Констанцу изуродованный остов «Uj 104». Кораблям пришлось вернуться назад, что предопределило их дальнейшую судьбу. Буксир, вставший на ремонт в Севастополе, пришлось взорвать 7-го, а остов охотника, получившего новые повреждения от артогня и ударов авиации, — 10-го».

На самом деле ситуация развивалась не совсем так, как пишет автор. «Эрцгерцог Карл» и «Uj-104»не выходили из Севастополя, а, наоборот, возвращались вместе с частью конвоя «Freya». Именно поэтому конвой, вышедший еще ночью, оказался так близко от Севастополя. В момент возвращения конвой атаковали флотские штурмовики. По немецким данным, атака была не с интервалом в час (как это указано, например, в «Хронике…»), а с интервалом 20 минут.

По немецким данным, на обратном пути конвой, в 7.30 (8.30) бомбами и бортовым оружием атаковали 18 штурмовиков Ил-2. Буксир «Erzherzog Karl» получил попадания бомб и снарядов из бортового оружия штурмовиков, на остальных кораблях потерь нет. Из-за повреждения буксира конвой остановился. В ходе отражения налета, кораблями конвоя сбиты 3 советских самолета.

При повторной атаке 11 штурмовиков в 7.50 (8.50) «Uj-104» получил попадание бомбы в район трюмного люка №2. В 9.30 конвой вошел в Севастополь, где «Erzherzog Karl» встал на ремонт[1].

Донесения ЧФ не в полной мере совпадают с немецкой хронологией, но, так же, как и немецкие донесения отмечают две атаки. По данным ЧФ:

« В 7.30 16 самолетов Ил-2 (47 шап) в сопровождении 16 Як-9 (6-й гв. иап) атаковали два транспорта, БДБ и два сторожевых катера. 10 Ил-2 с пикирования, 6 Ил-2 топмачтовым методом. В результате удара потоплена сухогрузная баржа и сторожевой катер».

В первичном донесении 47-го шап, где говорится об атаке на конвой, время стоит другое. Указано, что с 7.30 до 9.30 16 Ил-2 47-го шап атаковали конвой… При переносе в «Хронику…» допущена ошибка по времени. Летчики 47-го шап атаковали «Uj-104». На это указывает и характер атаки. Противник пишет, что атаковали 11 самолетов «… в том числе и «слепым» методом», т.е. топмачтовым бомбометанием. Возможно, с этим связана и ошибочная оценка противником количества атакующих самолетов, т.к. при этом методе атакующий самолет, прижимающийся к воде, не виден с корабля до момента атаки.

Состав конвоя указан точно, не совпадает время. Есть еще одно донесение, в котором совпадает и время, и потери самолетов, но не совпадает состав конвоя.

«В 8.50 18 Ил-2 (8-й гв. шап) в сопровождении 11 самолетов Як-9 (6-й гв иап) атаковали конвой в составе трех транспортов и двух сторожевых катеров, и повредили два транспорта в 2 тыс. т. В воздушном бою сбиты два ФВ-190. Наши потери три Ил-2».

Анализируя потери среди флотских летчиков, можно прийти к выводу, что буксир атаковал 8-й гв. шап. При входе в Севастопольскую бухту конвой попал под сильный обстрел советской артиллерии, но потерь не имел, и в 9.30 встал на якорь в Севастополе.

В 19.30 (20.30) противник отмечает атаку подводной лодки на конвой «Flieder». Замечен след торпеды. По советским данным, подводная лодка «М-111» находясь на позиции №10, атаковала конвой, состоящий из буксирного судна, двух буксиров поменьше, трех сторожевиков, и двумя торпедами потопила буксирное судно, вместимостью 200 брт. На лодку сброшены 66 глубинных бомб.

-2
-3
-4
-5

Лодку атаковали не конвойные корабли, а 3 катера противолодочного патруля, обеспечивающие движение конвоя. При отправке конвоя, противник выставлял не только патрули из торпедных катеров на подходе к Севастополю, но и сопровождал конвой дальним противолодочным охранением. Одновременно, противник вел активную радиоразведку и пеленгование радиопередач, отслеживая движение всех плавсредств в этом районе.

Конвой из 11 БДБ, вторая часть конвоя «Freya» имея на борту 103 немецких солдата, 1040 румынских солдат, 347 эвакуированных, имущество 17-й армии продолжил следование в Констанцу, куда и прибыл к утру. Потери не отмечены.

Советские торпедные катера выходили на перехват конвоев, но из-за свежей погоды были вынуждены вернуться.

В 23.00 из Констанцы вышел конвой «Baldur» в составе военного транспорта КТ-25, почти однотипного с ним охотника «UJ-105», тральщика «R-216». На борту 183 тонны боезапаса, 2 штурмовых орудия, 4т. груза и 50 тонн воды.

[1]NARA T-1022 R-2594