Найти в Дзене
Христианская Газета

Школьные годы чудесные?

Как правило, более или менее серьёзные преобразования в какой бы то ни было сфере всегда сопровождаются домыслами, слухами. Эксперимент, проводимый в системе школьного обучения, - не исключение. Мнения о целесообразности модернизации среднего образования весьма противоречивы. Одни уверены, что метод тестирования и введение ЕГЭ по всем предметам - оптимальная мера, способная возвести наше образование на невиданные доныне высоты. Другие видят в этом чуть ли не глобальную катастрофу. Дескать,процессы,происходящие сегодня в школе,- это вовсе не позитивные реформы, а широкомасштабная деструктивная политика. Что же представляет собой нашумевшая модернизация образования в действительности? На этот и другие вопросы отвечают компетентные лица.

АСТАПОВ М.Б., руководитель департамента образования и науки Краснодарского края:

- Российское среднее образование считается одним из лучших. Для чего тогда нужны реформы? Какова их цель?

– Мнение о том, что сегодня российское образование лучшее, очень спорно. Какие основания дают полагать, что наша школа на высоком уровне? В международных исследованиях процесса образования в области математики и ряда других предметов российские школьники демонстрируют далеко не лучшие показатели. Но мы имеем и определенные достоинства. Я бы сказал, что российская школа неплохая, но она требует изменений. Цель этих изменений – повышение доступности образования, улучшение его качества и эффективности. Ведь оно, при всех его достоинствах, отличается излишней академичностью, отрывом от практики. Проект модернизации рассчитан на период до 2010г. Одно из направлений его – введение профильного обучения. Цель его – сориентировать выпускника школы на осознанный выбор тех предметов, которые нужны ему. Другое направление модернизации – внедрение современных средств обучения, т.е. информатизация. Администрация края совместно с Министерством образования решают проблемы компьютеризации школ. Не менее важный момент – техническое обеспечение, чтобы компьютер мог использоваться не только на уроках информатики, но и на других. Современные средства обучения подразумевают и наглядные пособия, приборы для кабинетов физики, химии. Работа с одаренными детьми, с детьми из различных групп риска также входит в план модернизации среднего образования.

Что вы скажете о таком важном нововведении, как ЕГЭ?

– Необходимо четко уяснить, что ЕГЭ – не панацея от всех бед. Он только позволяет выявить объективную картину знаний и дает выпускнику больше возможностей для продолжения образования. Более того, по показателям ЕГЭ мы можем судить, в каком регионе необходимо работать и с кадрами, повышать их квалификацию.

–Хотелось бы обратить ваше внимание на формулировку вопросов по гуманитарным предметам. Возьмем английский язык. В экспериментальных тестах даны такие задания, в которых из 4 вариантов ответов можно выбрать не один, а два, т.е. использовать и одно грамматическое время, и другое. Как быть в таких случаях?

– Вы, наверное, заметили, что ЕГЭ оценивают по 100 балльной шкале. Причем отметка 5 соответствует не 100 баллам, а, к примеру, 75-100 баллам. Что касается корректности постановки вопросов, то все в мире относительно. Я не идеализирую материалы ЕГЭ, но точно знаю одно – при традиционном экзамене проблем куда больше. ЕГЭ проверяется частично экспертами, частично центром тестирования. Разногласия у специалистов возникают, но их очень мало. На протяжении многих лет я имел отношение к работе комиссии по проверке сочинений, и тогда, действительно, были апелляции, приходили ученики, учителя, приносили учебники, указывали на авторские нормы. Это проблема языка, гуманитарных дисциплин.

Что если по ЕГЭ ученик получит двойку?

– Если результат экзамена отличается от годовой оценки на 1 балл, то ставят более высокую. То есть получил два, а в году было 3, – значит, ставят 3. Если оценка отличается более, чем на 1 балл – а такое бывает, – значит, выводят среднее арифметическое. Если было пять, а получил два – что мало вероятно, – то опять берется среднее арифметическое и округление в большую сторону. В условиях эксперимента, т.е. до 2007г, это правило действует.

Говоря об объективной оценке знаний, преимущество ЕГЭ бесспорно. Но напрашивается следующее сравнение: по одной и той же программе сдают ЕГЭ и ученики элитной московской школы, и сибирской глубинки, где не хватает учителей, не говоря уже об учебных материалах. Как быть с подобным диссонансом?

– Когда я начал работать здесь, в департаменте, 15 лет назад, я тоже считал, что в Краснодаре уровень обучения выше, чем где-либо в крае. Но оказалось, результаты того же ЕГЭ по математике выше в не Краснодаре, а в городах с населением 60-70 тыс. В сельской местности результаты мало отличаются от результатов в городах. Мы лукавим, говоря о двойных стандартах. Ведь и при сдаче обычных экзаменов для всех были одинаковые программы - и для города, и для села.

И все-таки не разумнее ли было бы сначала разработать и реализовать определенную кадровую политику, обеспечить школы учителями, а затем вводить ЕГЭ?

– Проблема кадров должна решаться. И она решается. Но не вводить ЕГЭ оттого, что не хватает учителей, нельзя. Это лозунг тех, для кого ЕГЭ – явление крайне нежелательное по разным причинам. Считаю, что введение ЕГЭ и устранение кадровых проблем параллельно – нормальное явление. Если же во всем придерживаться последовательности, то позитивных результатов придется ждать очень долго, можно просто зайти в тупик. Так что одно другому не мешает.

Платное школьное обучение в недалеком будущем – это слухи или факт?

– Во-первых, у нас есть Конституция РФ, которую на сегодня никто не изменял. В ней написано: «Каждый гражданин РФ имеет право на получение бесплатного общего образования». Введение платного школьного образования противоречит его доступности. Все, что касается учебного плана – хочется это особо подчеркнуть, – должно реализовываться бесплатно. Платные услуги могут существовать, но они должны быть за пределами учебного плана. Факультативные занятия также должны быть доступны всем. Я убежден, что общее школьное образование должно быть бесплатным.

Не секрет, что материальная база школы поддерживается в основном за счет родителей. Насколько это правомерно? Могут ли родители отказаться оплачивать, например, ремонт школы?

– Вопрос крайне сложен. Согласно разграничению полномочий между субъектами Федерации и муниципалитетом, школа – это совместная сфера ответственности. Край осуществляет оплату труда, решает проблему обеспечения учебными пособиями, а все, что касается текущего содержания школы – ремонта, строительства, – это на ответственности муниципалитета. Но сегодня муниципалитет не в состоянии в полной мере решить эти проблемы за счет бюджета. И в этой ситуации ремонт школы, подготовка ее к новому учебному году без привлечения средств родителей по сути невозможны. Понятно, что это должно быть делом добровольным. Не директор школы, а родительский комитет и совет школы могут обратиться к родителям с просьбой о помощи. За этим обязательно должен следовать отчет о расходах. Если эта схема действует, то родители, как правило, понимают ситуацию. Вопросы возникают обычно только тогда, когда деньги уходят, словно в бездонную бочку. Фактически в школах сложилась такая ситуация: проведение капитального ремонта и более масштабных проектов – обязанность муниципальных органов. Что касается ремонта классов – это негласная сфера родителей. Нравится нам это или нет – это реальность.

ТУГУЗ М.С., учитель высшей категории, почетный работник образования РФ, преподаватель русского языка и литературы, республика Адыгея:

– Соответствует ли материал ЕГЭ по русскому языку тому уровню знаний, который дает школа?

– Материалы, поступившие из Москвы, Майкопа, продуманы и вполне рассчитаны на уровень выпускника школы. Основная программа изучения русского языка заканчивается в 9 классе, а 10 и 11 классы ориентированы на подготовку к ЕГЭ. Для этого существует множество различных пособий.

– Средний ученик в состоянии сдать ЕГЭ без сверхурочных занятий?

– Да, в состоянии. Экзамен состоит из 3 заданий: a/b/c/. Если ученик справляется с двумя заданиями, то тройка обеспечена. А может, и четверка, если он наберет определенное общее количество баллов.

Современный школьник не умеет писать сочинений. Как можно исправить ситуацию?

– К сожалению, любые сочинения, изложения, вопросы-ответы имеются в продаже. Я считаю, что это наносит большой вред. Ученик не желает думать, он, конечно, скорее спишет готовое. Это относится к решебникам по всем предметам. Их просто не должно быть.

Не кажется ли вам, что экзаменационные вопросы по стилистике слишком сложны?

– Возможно. Но все это входит в школьную программу. Дети должны это знать. И могут знать. Но хочется выразить пожелание руководству: необходимо увеличить количество часов по русскому языку в старших классах.

Такова объективная реальность, сложившаяся в системе среднего образования. Да, нелегко придётся среднему российскому ученику избавиться от страсти к списыванию, являющейся характерной чертой наших школ с незапамятных времён. Ещё трудней придерживаться какой-то определённой позиции во взглядах на происходящее. Ведь доселе проводимые реформы в области экономики, политики, обороны в итоге приводили к всеобщему разочарованию. Остаётся надеяться, что такая серьёзная сфера деятельности, как образование, находится в надёжных руках. А школьные годы запомнятся как действительно чудесные ещё не одному поколению будущих школьников.

Мариет Кочтюрк