ВОПРОС:
Здравствуйте! Очень интересует, как верно реагировать, если щенок в отсутствие хозяев сгрыз обувь или мебель. Как не испугать его реакцией и дать понять, что так делать нельзя.
ОТВЕТ:
На вопросы «как реагировать» и «как дать понять» можно ответить одним словом «никак». Но какая я тогда специалистка, если ограничусь только этим. Когда вы обнаруживаете песьи хулиганства, про которые неплохо бы мальцу объяснить, что так делать нельзя, лучше задаваться не вопросом «как дать понять», а вопросом «почему это случилось». И действовать уже из этого понимания. Это даст возможность исправить причину разрушений, а не реагировать лишь на симптом.
Когда пес что-то грызет или разрушает без вас, ему невозможно объяснить, что вы недовольны этим фактом. Потому что собака — не человек, она не обладает речью и способностью осознавать свои поступки в прошлом. К тому же, она, скорее всего, много чем занималась, пока вас не было. Пила воду, валялась на полу, смотрела в окно или играла с котом. Как пес сможет определить, что ваша реакция связана именно со съеденной стеной, а не с питьем воды из забытого на столе стакана? Слов «стена» и «грызть» он не поймет, а если грозно махать перед ним обломками штукатурки, он решит, что вас беспокоят именно обломки, а не поведение того, кто их создал.
Конечно, все было бы проще, если бы собак можно было стыдить и призывать к ответу за прошлые преступления. В таком случае их легко было бы и хвалить за примерное поведение, которое они совершали, пока вас не было. Это бы давало нам — хозяевам — широкие возможности для теоретического обучения зверей. Прочитала им лекцию о том, что грызть стену плохо, а спать в лежаке очень хорошо, и отправилась со спокойной душой на работу. Но неслучайно нигде пока еще нет песьих школ с теоретическим блоком обучения. Собак мы учим исключительно на практике. Показываем, как поступать, чтобы нам нравилось, и не даем совершать ошибок, чтобы не закреплять ненужный опыт. Хвалим и неодобряем ровно в момент соответствующих действий.
Из всего этого следует, что никакой реакции на сгрызенные без вас стены и тапки быть не должно. Мамичкам стоит приходить домой к щенятам всегда в одинаково хорошем расположении духа. А разрухе дома, даже если ее учинил маленький шерстяной шалопай, удивляться, не подавая вида. Только такая реакция его не испугает и только такая реакция будет справедлива, учитывая особенности собачьего мозга. А еще вы не разовьете у щенка тревожность, которая могла бы возникнуть, если бы вы ругали его, когда приходите домой. Тревожное ожидание, как правило, порождает больше сгрызенных тапок и стен, а еще лужи и кучи в неположенных местах.
Понятно, что мириться с ремонтом квартиры по дизайну юной собаки не хочется. Поэтому нужно разобраться, почему щенку не спится, пока вас нет. Самая очевидная причина — он щенок и так познает мир, младенцы собак это делают с помощью грызения в том числе. Или его беспокоят меняющиеся зубы, поэтому постоянно хочется что-то жевать. В этом случае нужно оставлять ему разрешенные к грызне вещи и ограничивать доступ к неразрешенным.
Это можно делать, например, с помощью домашнего вольера, когда для пса решетчатыми секциями огораживается территория, где он может свободно тусить. Еще один возможный повод — пес волнуется в одиночестве и стенами заедает стресс. Значит, вам нужно учить его оставаться без вас и «лечить» зарождающуюся сепарационную тревогу. Об этом я писала в тексте «Три симптома про то, что собака тревожится в одиночестве».
Возможно, ваш пес просто потомственный грызун, и пережевывание всякого доставляет ему удовольствие. Тогда нужно с ним позаниматься, давая понять, что куча погрызух в ящике с игрушками — это для него. А все остальное в рот лучше не засовывать. Успеха можно достичь похвалой и угощением за правильное грызение, а также мягкими ограничениями в те моменты, когда пес покушается на запрещенку. Такое возможно, конечно, только при непосредственном вашем участии, а не постфактум, когда уже все обглодано.
Задать вопрос в рубрику "ОтБОрный ответ" можно на сайте, я выбираю лучший и каждую неделю отвечаю на него здесь.
Фото Sydney Moore, обработал Ренат Муртаев