«Вспоминайте наставников ваших», - говорит Библия. 10 мая 2003 года отошел к Господу учитель и наставник церкви «Вифания» Исупов Борис Георгиевич. Мы вспоминаем его день смерти потому, что у него, как и у апостола Павла, было жизненное кредо: «Для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение». Всю жизнь он посвятил тому, чтобы в вечности быть со Христом. Борис Георгиевич оставил нам богатое духовное наследие, свои проповеди, которые и по сей не теряют актуальности, потому что в них раскрывались вечные ценности, помогающие нам больше узнавать Бога и постигать тайны Царствия Небесного.
Начиная с этого номера мы будем публиковать серию проповедей, разъясняющих молитву «Отче наш». Многие знают эту молитву наизусть и произносят ее, как заклинание. Как же на самом деле стоит употреблять эту молитву? Должны ли мы ее повторять дословно или Господь хотел с ее помощью сказать нам нечто большее? Вне всякого сомнения, эта молитва дана нам как образец, но в то же время она дает исчерпывающие указания, как и о чем молиться, и, руководствуясь ею, мы научимся молиться по воле Божьей.
С одной стороны, молитва “Отче наш” так проста, что ее может понять ребенок; в то же время она настолько глубока, что более чудного указания о молитве мы не найдем нигде.
После обращения: “Отче наш, сущий на небесах”, вы обнаружите, что молитва эта делится на две главные части. Каждая из них имеет три прошения. Первая часть целиком относится к прославлению Бога: “Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе”. Каждая наша молитва должна начинаться с прославления Бога.
Вторая часть этой молитвы состоит из трех просьб, выражающих в основном все временные нужды человека.
В самой структуре этой молитвы есть для нас очень важное указание. Иисус сказал: “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам”. Таков Божий порядок для жизни человека, при выполнении которого человек будет счастлив. Наша молитва только тогда будет иметь успех, когда мы поставим Божьи интересы на первом месте.
Вникая в молитву «Отче наш», остановитесь на первых ее словах: «Отче наш, сущий на небесах!» Какую важную истину говорят нам эти слова! Они напоминают нам, с Кем мы имеем дело, к Кому приходим, к Кому обращаемся. Мы встаем в присутствие Всемогущего Бога, Творца неба и земли, Того, Кто наполняет Вселенную и все, что в ней.
К Богу имеет доступ каждый человек, кто бы он ни был, пусть он будет самым окаянным грешником. Но никогда не будем забывать, что ты и я должны приходить к Богу путем, Им установленным. Да, любой грешник имеет доступ к Богу, но путь к Нему лежит только через Иисуса Христа. Библия говорит, что никто не приходит к Отцу, как только через Сына Его. Грешник не может обращаться к Богу как к Отцу, т. к. Бог ему вовсе не Отец. Помните, как наш Господь сказал некоторым религиозным учителям того времени, что они – дети дьявола, а не Авраама? Только принятием Иисуса Христа, Сына Божия, верующим во имя Его Бог дал власть быть чадами Божьими. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Иоан.1:12).
Только те могут сказать «Отче наш», которые не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились.
Имел ли ты это второе рождение? Если ты не имеешь свидетельства в самом себе, что ты от Бога рожден, то Бог тебе не Отец и ты не имеешь права обращаться к Нему как к Отцу.
Вся сила этой молитвы - в первых двух словах: «Отче наш». Основой для молитвы являются правильные взаимоотношения с Богом, и этой основой является Иисус Христос. Наш грех произвел разделение между нами и Богом, но Иисус пришел, чтобы восстановить контакт между человеком и Богом. Он сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу как только через Меня». Теперь по заслугам Христа Бог силы, Бог святости и Бог любви может стать нашим Отцом. Можешь ли ты сказать «Отче наш» искренне, смело, с уверенностью и от всего сердца? Если так, тогда молитва эта принадлежит тебе. Да, ты счастливейший из людей, так как Бог является твоим Отцом.
Вы вникали когда-нибудь в значение слов: «Сущий на небесах»? Заметьте, слово «небо» употреблено здесь во множественном числе. В Новом Завете слово «небо» относится к трем определенным сферам или местам. Когда в Евангелии говорится о небе, то следует определить из контекста, какое небо имеется в виду.
Иногда слышишь, как люди говорят о седьмом небе. Такого неба в Библии вы не найдете. Священное Писание говорит о трех небесах. Первое – это небо, которое мы отчасти видим, то небо, которое мы называем звездным. Второе небо, о котором упоминается в Слове Божьем - это та сфера, где обитают дьявол и ангелы его. И третье небо – это место, где живут святые. Место, которое наполнено славой Божьей. Об этом небе пишет Павел в своем Послании к Коринфянам: «Знаю человека во Христе, Который назад тому четырнадцать лет, в теле – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба» (2Кор. 12:2). Когда в Писании слово «небо» употреблено в единственном числе, то значит, что оно говорит об одной из трех сфер. Например, Петр в своем послании говорит: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут». Тут ясно, что имеются в виду первые два неба. Но когда Стефан, умирая, воскликнул: Я вижу небеса отверстые и Сына человеческого, стоящего одесную Бога», – то он видел за пределами звездного неба и поднебесной, где живут духи злобы, то место, которое наполняет слава Божья и где живут духи праведных.
Возвращаясь к молитве Господней, мы сталкиваемся с вопросом: какая из небесных сфер имеется в виду в первой части этой молитвы? В конце молитвы мы вновь встречаем слова «небо», но в единственном числе. И это важно отметить, но сначала найдем ответ на вопрос, почему слово «небо» употреблено во множественном числе и о каком из них идет речь в данном случае. Обо всех! И о первом, и о втором, и о третьем. Иначе говоря, Бог, к Которому ты обращаешься в молитве, - Сущий во всех трех сферах небесных.
Во-первых, это подтверждает факт, что нет такой сферы, нет такого места, в которое Небесный Отец не может проникнуть или в котором Он не присутствует. Это говорит нам, что наш Отец – Всемогущ и Вездесущ.
Христос не сказал, что наш Отец где-то в далеком- далеком пространстве, нам не доступном! Нет. «Отче наш, сущий во всех небесах, Ты так близок, что слышишь даже малейший мой шепот». Не мудрено, что псалмопевец с восхищением говорит: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там, сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя меня поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138:7-10).
Но вы спросите: неужели Бог и на втором небе? Как может Бог быть там, где находятся духи злобы? У некоторых создалось совершенно ложное понятие о том, где находится место пребывания дьявола и его ангелов. Они думают, что они где-то под землей. Нигде об этом не сказано в Библии. Заметьте, что говорит апостол Павел: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной».
Вы слышали: «Духов злобы поднебесной»? В этом же послании во 2-й главе апостол Павел указывает, что дьявол, князь мира сего, господствует в воздухе. Христос сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию». Это падение было с третьего неба, когда, будучи херувимом, он возгордился и хотел стать, как Всевышний, и с тех пор он господствует в поднебесных сферах или в воздухе, как сказано в других местах Библии. Читайте внимательно 12-ю главу книги Откровения, и там сказано, что дракон будет низвержен со всеми ангелами его, ибо уже не будет для них места на небе.
В книге Иова нам приотворена завеса во второе небо и дано взглянуть на одно важное событие, которое там происходит. Сатана является перед Всемогущим Богом и обвиняет Иова в корысти. Слушайте, что он говорит: «Разве даром богобоязнен Иов? Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, благословит ли он Тебя?» И Бог говорит сатане: «Вот, он в руке твоей, только душу его сбереги». О чем говорит нам все это? То, что и второе небо, поднебесное, та сфера, где царствует дьявол и ангелы его, тоже находится под контролем Божьим. Дьявол не может коснуться тебя и меня без Божьего разрешения. Каждый волосок наш сочтен Богом. Ни один воробышек не упадет на землю без воли Отца нашего Небесного. Поэтому враг ничего не может сделать тебе без ведения и разрешения Отца твоего Небесного. Слава и благодарение Ему.
«Не бойся, ибо Я – с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и поддержку тебя десницею правды Моей» (Ис. 41:10). Когда мы помним, что имеем такого Бога, то каким дивным и значительным становится каждое Его обетование!
Прошу обратить внимание на то, что наш Отец является Богом и третьего неба. Библия много говорит о третьем небе, но не многими словами его описывает, настолько оно дивно: «Не видел того глаз и не слышало то ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Что может к этому добавить человеческий язык? Ничего.
Само собой разумеется, что оно должно быть самым чудным, потому что в нем обитает Бог. Это то место, о котором Христос сказал: «Я иду приготовить место вам». Если мы знаем, каковым является наш небесный Отец, тогда хоть отчасти мы можем представить себе и то, каким будет небо. Что говорит Библия о Боге? Она говорит, что Бог есть любовь, что Он есть свет и что Он есть жизнь. Поэтому там, где Бог, там царствует любовь, там нет тьмы, там смерть больше не имеет силы. Благодарение Ему!
Наш Небесный Отец является этим Богом, царствующим на небесах. Он – Владыка неба и земли, но в то же время Он – доступный каждому желающему прийти к Нему. Аллилуйя!
Исупов Б.Г.