Найти тему
Нетопырь читает Ваху

Приемная комиссия примархов и вопрос свободы: Аннандейл «Мортарион: Бледный Король»

Итак, я прочел свежепереведенный сольник Мортариона.

«Мортарион: Бледный Король» Дэвида Аннандейла в переводе Luminor — это небольшая повесть, как и все истории о примархах. Грешным делом, я не ожидала от нее ничего особенного. Аннандейл… о, если бы случилось чудо, Кайм взял его за жабры и сказал «Дэвид, забабахай нам хоррор про примархов, как ты умеешь», — но этого бы не случилось, а с экшеном у Аннандейла обычно не очень ладится. Однако то ли он подтянул мастерство, то ли просто проникся персонажем и идеями, которые стремился донести, — книга получилась на удивление неплохой.

О сюжете вы наверняка уже наслышаны. Итак, приемная комиссия в лице Хоруса и Сангвиния оценивает приведение к Согласию системы Галаспар. Мортарион довольно долго объясняет им, что это за система, чем ему не понравился Орден — местные Неизвестные Отцы и в целом местное управление и почему он провел операцию так, как провел. Эта сцена, пожалуй, изрядно затянута, хотя кое-что говорит в первую очередь о Мортарионе, его убеждениях, идеалах и реакции на события. А затем нам перестают рассказывать и начинают показывать…

Очень трудно заострить внимание на интересных эпизодах, не спойлеря. Вкратце: Орден действительно малоприятная организация. Я не зря провожу параллель с «Обитаемым островом» — методы кое в чем схожи, только еще более безжалостны. Жизнь на Галаспаре крайне трудно назвать счастливой или хотя бы спокойной. В восприятии Мортариона то, что он видит, наслаивается на его же воспоминания о Барбарусе, о тирании психоактивных садистов-ксеносов, на незакрытый гештальт с убийством приемного отца Мортариона — и он принимает решение.

Портрет Мортариона с сыновьями. Худ. TazMar Art
Портрет Мортариона с сыновьями. Худ. TazMar Art

Большую часть книги занимают боевки. Разнообразные: и бои в космосе, с подробным описанием и кораблей, и станций орбитальной обороны, уделено внимание их функционированию — но не чрезмерное, как раз такое, какое надо. Много описаний также боевых операций на земле. Впрочем, солдатня Ордена против Гвардии Смерти довольно-таки беспомощна и старается брать количеством. Расписана и стратегия Мортариона против Ордена Галаспара, объясняется, почему она сработала, хотя Орден яростно сопротивлялся. Внезапно обошлось без объектов, видимых с орбиты, хотя масштабы, как всегда, объемные — иначе это был бы не Аннандейл и не Варха. Но в этот раз через боевки развивается сюжет, более того — передается идея, даже несколько. Дэвид, что называется, оторвался и поставил вопросы ребром: до какого предела допустимо насилие? До какого предела должно дойти зло, чтобы насилие против него показалось допустимым? И можно ли насильственно принести свободу тем, кто не знает ничего, кроме рабства?

Да, насчет «забабахать хоррор»… Аннандейл сделал это без подсказок. В книге достаточно хоррорных моментов. Хоррор в основном за счет «мяса», но пробирает.

Название «Четвертый всадник» — и плот-твист с ним — доставляет!

Из известных персонажей мы увидим Кайласа Тифона — внезапно достаточно адекватного в те времена товарища, а его чрезмерная жесткость и фатализм объясняются трагическим барбарусским бэкграудом, и Натаниэля Гарро — тогда еще даже не офицера, он получит повышение только в конце книги. Гарро маловато, он показан только как доблестный воин. Но он молодой — ему еще предстоит стать тем Гарро, которого мы знаем по Ереси.

Портрет Каласа Тифона до Ереси. Худ.  d1sarmon1a
Портрет Каласа Тифона до Ереси. Худ. d1sarmon1a

Фоном идет тема взаимного притирания терранской и барбарусской части легиона. Терранские офицеры, с одной стороны, ностальгируют по временам Сумеречных Рейдеров, однако до такого конфликта, как, скажем, в XIX легионе, в XIV далеко — например, терранец Барразин приобретает авторитет среди барбаруссцев. Особенно примечательно то, кто именно с уважением отмечает его жесткость! А из офицеров лично мне больше всего понравился Терсус. Это благородный человек, идеалист, который искренне желает освободить население Галаспара, который старается уберечь мирных жителей. Но именно он — совершенно искренне — заявляет, что «гражданам Галаспара нечего нас бояться, мы пришли только за их хозяевами»… Ничего не напоминает?

Население Галаспара в целом представляет собой безликую массу. Не потому, что Аннандейл прошляпил этот момент, нет — он, наоборот, сознательно выписывал оболваненных и лишенных возможности развиваться как личности людей. У них даже нет имен. Однако кое-кого из смертных мы все же увидим. И отрицательных: контролеров Ордена. И положительных. Например, женщину, которая называет себя Копалкой. Имени-то у нее нет, но она все же думает о себе в редкие минуты просветления. Это важный персонаж в книге: важный и потому, что является надеждой Галаспара — показывает, что люди, как ни уничтожай в них сознание и осознанность, все-таки остаются людьми и способны к собственным мыслям и чувствам, и потому, что является свидетелем войны, и потому, что в финале делает свой выбор, неожиданный для всех (и для Мортариона в том числе). По совести, я больше всего «болела» именно за Копалку.

Любопытен финал. В итоге Мортарион делает интересный вывод: там, где можно справиться добротой и милосердием, пусть посылают Бегемо… (зачеркнуто) Сангвиния, он обаятельный (с), а его легион — Гвардия Смерти и будет сражаться там, где требуются крайние меры. И ведь какое-то время это работало.

В целом книга должна понравиться тем, кому интересна Гвардия Смерти, кто любит боевки на земле и в космосе и кому интересна морально-этическая проблематика.