Итак, я прочел свежепереведенный сольник Мортариона.
«Мортарион: Бледный Король» Дэвида Аннандейла в переводе Luminor — это небольшая повесть, как и все истории о примархах. Грешным делом, я не ожидала от нее ничего особенного. Аннандейл… о, если бы случилось чудо, Кайм взял его за жабры и сказал «Дэвид, забабахай нам хоррор про примархов, как ты умеешь», — но этого бы не случилось, а с экшеном у Аннандейла обычно не очень ладится. Однако то ли он подтянул мастерство, то ли просто проникся персонажем и идеями, которые стремился донести, — книга получилась на удивление неплохой.
О сюжете вы наверняка уже наслышаны. Итак, приемная комиссия в лице Хоруса и Сангвиния оценивает приведение к Согласию системы Галаспар. Мортарион довольно долго объясняет им, что это за система, чем ему не понравился Орден — местные Неизвестные Отцы и в целом местное управление и почему он провел операцию так, как провел. Эта сцена, пожалуй, изрядно затянута, хотя кое-что говорит в первую очередь о Мортарионе, его убеждениях, идеалах и реакции на события. А затем нам перестают рассказывать и начинают показывать…
Очень трудно заострить внимание на интересных эпизодах, не спойлеря. Вкратце: Орден действительно малоприятная организация. Я не зря провожу параллель с «Обитаемым островом» — методы кое в чем схожи, только еще более безжалостны. Жизнь на Галаспаре крайне трудно назвать счастливой или хотя бы спокойной. В восприятии Мортариона то, что он видит, наслаивается на его же воспоминания о Барбарусе, о тирании психоактивных садистов-ксеносов, на незакрытый гештальт с убийством приемного отца Мортариона — и он принимает решение.
Большую часть книги занимают боевки. Разнообразные: и бои в космосе, с подробным описанием и кораблей, и станций орбитальной обороны, уделено внимание их функционированию — но не чрезмерное, как раз такое, какое надо. Много описаний также боевых операций на земле. Впрочем, солдатня Ордена против Гвардии Смерти довольно-таки беспомощна и старается брать количеством. Расписана и стратегия Мортариона против Ордена Галаспара, объясняется, почему она сработала, хотя Орден яростно сопротивлялся. Внезапно обошлось без объектов, видимых с орбиты, хотя масштабы, как всегда, объемные — иначе это был бы не Аннандейл и не Варха. Но в этот раз через боевки развивается сюжет, более того — передается идея, даже несколько. Дэвид, что называется, оторвался и поставил вопросы ребром: до какого предела допустимо насилие? До какого предела должно дойти зло, чтобы насилие против него показалось допустимым? И можно ли насильственно принести свободу тем, кто не знает ничего, кроме рабства?
Да, насчет «забабахать хоррор»… Аннандейл сделал это без подсказок. В книге достаточно хоррорных моментов. Хоррор в основном за счет «мяса», но пробирает.
Название «Четвертый всадник» — и плот-твист с ним — доставляет!
Из известных персонажей мы увидим Кайласа Тифона — внезапно достаточно адекватного в те времена товарища, а его чрезмерная жесткость и фатализм объясняются трагическим барбарусским бэкграудом, и Натаниэля Гарро — тогда еще даже не офицера, он получит повышение только в конце книги. Гарро маловато, он показан только как доблестный воин. Но он молодой — ему еще предстоит стать тем Гарро, которого мы знаем по Ереси.
Фоном идет тема взаимного притирания терранской и барбарусской части легиона. Терранские офицеры, с одной стороны, ностальгируют по временам Сумеречных Рейдеров, однако до такого конфликта, как, скажем, в XIX легионе, в XIV далеко — например, терранец Барразин приобретает авторитет среди барбаруссцев. Особенно примечательно то, кто именно с уважением отмечает его жесткость! А из офицеров лично мне больше всего понравился Терсус. Это благородный человек, идеалист, который искренне желает освободить население Галаспара, который старается уберечь мирных жителей. Но именно он — совершенно искренне — заявляет, что «гражданам Галаспара нечего нас бояться, мы пришли только за их хозяевами»… Ничего не напоминает?
Население Галаспара в целом представляет собой безликую массу. Не потому, что Аннандейл прошляпил этот момент, нет — он, наоборот, сознательно выписывал оболваненных и лишенных возможности развиваться как личности людей. У них даже нет имен. Однако кое-кого из смертных мы все же увидим. И отрицательных: контролеров Ордена. И положительных. Например, женщину, которая называет себя Копалкой. Имени-то у нее нет, но она все же думает о себе в редкие минуты просветления. Это важный персонаж в книге: важный и потому, что является надеждой Галаспара — показывает, что люди, как ни уничтожай в них сознание и осознанность, все-таки остаются людьми и способны к собственным мыслям и чувствам, и потому, что является свидетелем войны, и потому, что в финале делает свой выбор, неожиданный для всех (и для Мортариона в том числе). По совести, я больше всего «болела» именно за Копалку.
Любопытен финал. В итоге Мортарион делает интересный вывод: там, где можно справиться добротой и милосердием, пусть посылают Бегемо… (зачеркнуто) Сангвиния, он обаятельный (с), а его легион — Гвардия Смерти и будет сражаться там, где требуются крайние меры. И ведь какое-то время это работало.
В целом книга должна понравиться тем, кому интересна Гвардия Смерти, кто любит боевки на земле и в космосе и кому интересна морально-этическая проблематика.