Основным объединяющим проектом поселения Любимовка, безусловно, является Развивающая среда. Это живое, наполненное пространство для наших детей. Мы не думаем, что образование пойдёт как-то само собой, то есть, если мы ничего не будем делать, так и будет, но мы не считаем это хорошим вариантом. Поэтому и начали мы не с освоения гектаров, а с создания этой самой среды.
Первым серьёзным делом стало создание семейной школы народной культуры «Любимовка» в 2017 году. Дважды в неделю стали проходить занятия для детей и взрослых по различным направлениям фольклора и народного творчества. Преподавателем в школе является профессор, кандидат педагогических наук, знаменитый фольклорист Владимир Иванович Ситников, и в этом нет ничего необычного, ведь у нас в сообществе живут две его бывшие ученицы.
В это же время появилась театральная студия «Любо» под руководством Владимира Конюхова, а затем, её выпускник Никита Баранов организовал ещё две: «Любимки» - для младших и «Этюд в знакомых стенах» - для старших. Итого у нас два режиссёра и три театральных студии на любой вкус. Часто проходят спектакли и концерты.
Но это то, что касается дополнительного образования. А многие дети поселения находятся на семейном обучении. И мы мечтаем о том, что у нас будет своя полноценная школа сопровождения домашнего обучения от и до. Где преподавать будут сами родители, где будет идти исследовательская и творческая работа. Мы считаем, что нам крайне важно поддерживать высокий уровень образования, ведь поселение это довольно сложный, уникальный проект, включающий множество направлений, и без грамотных людей с широким кругозором здесь не обойтись.
В прошлом году небольшой инициативной группой мы стали собираться и разрабатывать принципы создания такой школы - «Любимой школы». Наша цель не просто локально обеспечить обучение наших детей, нам важно заложить основу непрерывного образовательного процесса в поселении. Сейчас мы пробуем, экспериментируем, учимся.
Во-первых, у нас появилось расписание занятий. Сейчас их около 12 в неделю: история, логика, естествознание, макетирование, технология, механика, изобразительное искусство, шифрование, английский, физкультура и другие. Что касается русского и математики, то они пока идут в формате индивидуальных репетиторских занятий. Так же у нас есть онлайн занятия, которые проводят люди, ещё только планирующие переезд, но они уже активно участвуют в школьном проекте. Это дистанционные олимпиады по разным предметам и подготовка к ним.
Во-вторых, каждую неделю, по средам у нас проходит «Школьный обед» - это такое объединяющее мероприятие для учеников и учителей. Перед обедом идёт открытое для всех занятие-сюрприз – занятие на как-бы случайную, не известную заранее тему. Это может быть чтение сказок, тренировка устного счёта, настольная игра – всё что угодно. Цель – заинтриговать, заинтересовать, подобрать «ключик», пробовать разные подходы к проведению. В целом это занятие о школе, о ценности и разнообразии знаний.
Затем идёт Детский круг, где дети учатся высказываться о том, что для них важно, о том, какой они видят школу. Бывает, мы задаём им тему, а бывает и они нам. После круга – долгожданный обед. Поочерёдно обед готовят три семьи, участвующие в проекте.
После обеда дети идут гулять, а у взрослых – педсовет. Решаем текущие технические вопросы и думаем над концепцией школы в будущем. Обсуждаем Детский круг, возможность реализации его предложений.
На данный момент большая часть занятий – платные. В будущем мы хотим прийти к тому, чтобы почти все они были свободными для всех детей поселения. Но сейчас мы исходим из того, что если хотим развития, то каждый должен внести свой вклад, кто-то своим временем и силами, кто-то деньгами. Деньги это тоже энергия и её стоит направлять туда, где мы желаем движения и роста.
Впереди у нас лето – уже не будет занятий по расписанию. Мы обдумаем, в каком формате начнём следующий учебный год. Пока все наши занятия скорее познавательные и общеразвивающие, нежели классические школьные. Может быть, это даже и не плохо, пока ещё сложно говорить о результатах. В наших планах занятия-погружения по школьным курсам, которые бы позволили обобщить и систематизировать знания, выявить проблемные места. Работы много, но если не начинать, то меньше и не станет. Мы понимаем, что это большой проект, проект на всю жизнь, или даже больше, собственно как и поселение.