Найти тему
Христианская Газета

«Старомодное» правило

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе»

(Исх. 20:12).

Начиная с 5 заповеди, Закон Моисея обращается к теме отношений между членами израильской общины, в то время как первые четыре определяли отношение человека к Богу.

Пятая заповедь относится к сфере семейных, самых близких связей – между детьми и родителями. Само положение этой заповеди, следующей сразу же за заповедями, оговаривающими отношение человека к Богу, свидетельствует, с одной стороны, об иерархии ценностей в древнем Израиле, а с другой – о реальном значении родителей в жизни человека. И, действительно, на протяжении истории человечества, во все времена и во всех культурах любой человек мог выжить только тогда, когда о нем заботились родители. Оставь младенца на несколько часов без заботы и попечения, и он умрет!

Поэтому неудивительно, что в подавляющем большинстве патриархальных сообществ родители обладают сакральными чертами для детей – как наместники или представители Бога. Можно вспомнить обожествление предков в Китае, Риме, Греции, у скандинавских народов и славянских племен. Родительское благословение или проклятие наделялось сверхъестественными свойствами. Вспомним истории благословений детей в семьях патриархов Израиля. Поэтому мы смело можем сказать, что Декалог (Десять заповедей) здесь очень и очень реалистичен.

Заповедь о почитании родителей говорит о ценности семьи и семейных связей. Можно было бы ожидать, что Законодатель скажет, что нужно повиноваться отцу и матери. Но в этом нет любви и радости, ради которых заповеди даны. Повиноваться можно формально, для почитания же нужна любовь.

Глубина заповеди обозначена употреблением глагола «почитать». В других библейских текстах этот глагол неоднократно используется по отношению к Богу. Родители, с точки зрения Бога, достойны почитания.

Сам же древнееврейский термин имеет смысловой оттенок, подразумевающий заботу. Такой оттенок очень важен для нас.

Сегодня чем старше становится человек, тем менее прочным оказывается его положение в обществе, его социальные связи ослабевают. Быть стариком в современном обществе плохо. Старики никому не нужны.

Стоит человеку состариться, и он безжалостно выбрасывается на обочину жизни. Вспомним хотя бы объявления о приеме на работу, где всегда указываются возрастные ограничения.

Общество капитала в его самом худшем варианте устроено, как цех на заводе. Оно насквозь функционально. Как только люди перестают стандартно функционировать в обезличенной машине, они становятся ненужными.

Древнее общество было более человечным. В нем старики занимали соответствующие их опыту и возрасту позиции, которые не оспаривались. Более того, в древнем обществе они были нужны. Пожилые люди оставались хранителями устоев и обычаев. Отсюда и их почитание и даже прославление. Славились их имена, репутация, мудрость.

Родители передавали детям родовые традиции в куда большей степени, чем сегодня. Они участвовали в воспитании детей, затем внуков. Современное общество в целом отстранило дедушек и бабушек от воспитания подрастающего поколения и постепенно движется в сторону отстранения от этого и родителей.

С другой стороны, раньше сильна была зависимость детей от родителей: родители выбирали жену для своего сына, дети обязательно наследовали веру родителей, а что касается профессии – знания и навыки передавались от родителей к детям. Детям передавались и земельные наделы, и движимое имущество, особенно в условиях натурального хозяйства. Отсюда библейское выражение: «Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей». Взаимозависимость поколений проявлялась и пространственно: все жили в одной местности, а то и в одном доме. Такой возможности миграции и путешествий, как сегодня, у древних не было. (Кстати, чтобы воспринять «нового» Бога, Аврааму нужно было совершенно порвать с предками и родней: «И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе). Но эта зависимость подразумевала ответственность более сильного за более слабого – сначала родителей за детей, а потом детей за родителей.

В современных условиях заботу о старости зачастую берет на себя общество. Привычными стали учреждения, каких в библейские времена не существовало, – пенсионные фонды, медицинские заведения, хосписы, дома престарелых. Таким образом, заповедь почитания, подразумевающая заботу о родителях, сегодня неизбежно переосмысливается.

Кто-то, может быть, думает, что исполняет сыновний долг, отправляя родителей в дом престарелых: там ведь о них хорошо позаботятся! Да, так же хорошо, как позаботился бы детский дом о таком человеке, когда он был ребенком. Но тогда родители решили по-другому.

Родители, отдавшие детям тепло своего сердца, заботу и время, достойны того, чтобы дети проявили по отношению к ним то, что нельзя купить ни за какие деньги и не может дать даже самое лучшее казенное учреждение, – сердечное отношение любящих и благодарных детей.

Так нам открывается еще один смысл заповеди – Бог выступает как защитник слабых. Поэтому забота о родителях имеет религиозный смысл.

Перед детьми, обретшими веру, жизнь нередко ставит вопросы: как исполнить заповедь о почитании, если родители – пьяницы, наркоманы и так далее, если они деградировали нравственно и физически. Какое поведение будет правильным в этой ситуации?

Вспоминается библейская история о том, как праведник Ной, выпив слишком много вина, уснул обнаженным, а его сын Хам, увидев это, не позаботился о том, чтобы оградить отца от унижения, а, наоборот, желая посмеяться, пошел и рассказал о случившемся братьям. Те же, подойдя к отцу, прикрыли его.

Каким бы ни был человек – порочным или больным, он все же несет в себе образ Божий, хотя и очень искаженный, скрытый где-то глубоко под толщей греха. Дети из неблагополучных семей имеют основания презирать родителей, но у них как у людей верующих намного больше оснований любить их! Ненавидеть и презирать грех, но любить родителей по примеру Христа, который пострадал за каждого будущего верующего, когда тот был еще мерзок в глазах Божьих из-за своих грехов и пороков. Любить родителей, стараясь освободить томящийся в узах греха прекрасный образ Божий.

Что нужно делать, чтобы помочь таким родителям измениться? Однозначные советы тут дать сложно.

Есть и непьющие родители, которые живут для себя, словом и делом исповедуя «великое и сильное» учение потребительства, жизни для себя за счет других. Потребительство – самое въедливое язычество нашего времени, и заповедь его: возьми от жизни все, что можешь, – широко распространена.

Тут важно, подобно Аврааму, суметь выйти «из земли и от родства», то есть оградить себя от влияния ложных ценностей родителей. Но при этом, почитая в них образ Божий, нужно заботиться о них и содействовать их благополучию.

Верующие дети становятся для родителей свидетелями истины. Любя родителей, можно найти и формы почитания их без компромисса в вере. Было бы желание, а Господь наставит, как это делать.

Николай Корнилов - преподаватель истории Церкви и Ветхого Завета (Московская семинария ЕХБ), магистр богословия