Совсем недавно наша газета писала о повальном увлечении подрастающего поколения литературой со всевозможной оккультной и магической тематикой, которой в нашей стране, кроме «Гарри Поттера», вдруг оказалось превеликое множество. И один лишь взгляд на литературные пристрастия взрослой части населения позволяет сделать столь же прямолинейный вывод: мамы и папы недалеко ушли от своих чад.
«БУЛЬВАРНОЕ ЧТИВО» ИЛИ «ОТКРОВЕНИЯ СВЫШЕ»?
Не будем говорить о высокоинтеллектуальной прослойке общества, которая, как обычно, оказывается слишком тонкой, чтобы добавить красок в общую картину. Хотя, возможно, разница была бы заметна лишь в выборе авторов, но не жанра. Поэтому можно с уверенностью сказать, что наибольшей популярностью среди взрослого читателя сегодня пользуются не примитивные детективы и любовные романы, а литература, затрагивающая духовные вопросы, поиск истины, мистические стороны бытия и всевозможные загадочные и сверхъестественные явления. Так уж устроен человек: независимо от происхождения, образования и воспитания он остается духовным существом, и, сознательно или нет, пытается разобраться в смысле жизни и собственного предназначения. И все, что может пролить хоть какой-то свет на извечно мучающие человечество вопросы, вызывает повышенный интерес. Будь то низкосортные триллеры о вампирах и оборотнях, рассказы о жизни после смерти или же наполненные глубочайшим смыслом произведения классиков мировой литературы. К какой же группе отнести творчество таких популярных, но не похожих друг на друга писателей последнего времени, пользующихся неизменным успехом у всех, кто считает себя более-менее культурным человеком? Таких, к примеру, как Кастанеда или Пауло Коэльо, Умберто Эко или скандально известный американский писатель Дэн Браун, автор четырех книг, последние из которых – «Ангелы и демоны» и «Код да Винчи» - сделали из писателя поистине культовую фигуру.
Критики называют роман Дэна Брауна «Код да Винчи» самой успешной книгой последнего десятилетия. Это, действительно, какой-то «Гарри Поттер» для взрослых. За два года тиражи книги превысили восемнадцать миллионов экземпляров на сорока четырех иностранных языках. «Мистический технотриллер» - так в рецензиях определяют жанр романа. Он написан в очень динамичном, захватывающем и увлекающем читателя стиле «экшн», характерном для американского масскульта.
Автор явно сыграл на инфантильном увлечении тайными сообществами и закрытыми организациями, на полудетской страсти, которой многие взрослые и солидные люди остаются верны всю жизнь. Не случайно основной конфликт романа развивается между двумя тайными орденами – «Приоратом Сиона», владеющим тайной Святого Грааля, и католической папской прелатурой «Опус Деи», пытающейся любыми средствами найти и уничтожить древние святыни. В эти враждебные взаимоотношения помимо воли оказывается вовлечен американский ученый, гарвардский профессор иконографии и истории религии Роберт Лэнгдон. На протяжении романа он пытается расшифровать целую цепь закодированных сообщений, оставленных погибшим смотрителем Лувра, который по ходу сюжета оказывается Великим Мастером «Приората Сиона» или Сионское братство. Часть информации зашифрована в произведениях Леонардо да Винчи, в свое время якобы являвшегося членом того же братства. Отсюда и название романа: «Код да Винчи».
ЛОЖЬ НА ДЛИННЫХ НОГАХ
Автор бестселлера неоднократно уверяет читателей, что все описания секретных ритуалов, произведений искусства, а также скрытых в них посланий абсолютно точны. Тем не менее, исторических и, тем более, теологических ошибок в романе Дэна Брауна огромное количество. Это – всего лишь художественное произведение. Ссылаться на данную книгу как на источник достоверной научной информации, увы, нельзя. Ведь версию об истинном значении Святого Грааля романист позаимствовал в довольно известном произведении трех авторов: Байджента, Ли и Линкольна - «Святая кровь и чаша Грааля», которое само является признанной мистификацией. Причем это «заимствование» на деле выглядит, как откровенный плагиат. Этим же трем авторам обязано своим происхождением и тайное Сионское братство. В надуманно-неприглядном свете выставлена деятельность реально существующей католической организации «Опус Деи», которую Браун описывает как некую изуверскую секту фанатиков.
«Если вы думали, что «Последнее искушение Христа» (фильм режиссера Мартина Скорсезе, 1988 г.) было взрывом, - замечает в своем отзыве протестантский богослов Альберт Молер, - то «Код да Винчи» - это настоящая термоядерная бомба». Подобная оценка творения Брауна звучит из уст представителей многих христианских конфессий, потому что писатель сознательно затрагивает основы христианского вероучения. Автор взял на вооружение не только современные мифы о христианских реликвиях, он опирается на тексты апокрифических евангелий, утверждая, что последние и являются истиной, которую на протяжении веков старательно скрывает католическая церковь. В «Коде да Винчи» звучит утверждение, что Иисус Христос был женат на Марии Магдалине, что в результате их брака был рожден ребенок и что Мария после того, как ее мужа распяли, бежала с этим ребенком в Галлию, где они стали родоначальниками королевской династии Меровингов во Франции.
Вот тут и становится очевидным главный промах современных исследователей, пытающихся оспорить признанные факты истории христианства. Дело в том, что археологические находки коптских и кумранских рукописей на самом деле стали подтверждением истинности современной версии Библии, а не наоборот, по утверждению многих авторов, и Брауна в том числе. Неизменность библейских текстов на протяжении тысячелетий очевидна, отсутствие же апокрифов в канонической Библии объясняется их абсолютной недостоверностью, фактической и духовной. Несостоятельность версии « Святой крови и чаши Грааля» объясняется также сугубо духовно. Люди, развивающие теорию земной жизни и происхождения Иисуса Христа, отрицающие Его божественность, отрицают главную истину Ветхого и Нового Заветов. На протяжении всей Библии последовательно раскрывается смысл пришествия Мессии, Его жизни, учения и смерти. Фальсифицировать часть или же весь текст Писаний не представляется возможным, как, впрочем, и безболезненно выбросить из контекста любую книгу или заменить ее другой, о чем пишет Браун. Величайшее откровение человечества превратилось бы в бессмыслицу. Наличие земных, кровных потомков Иисуса, даже целой династии, противоречит библейской логике, так как совершенно не согласуется с настоящим предназначением Иисуса Христа как Спасителя и родоначальника нового, духовного народа – Божьей Церкви. Имеющие уши – да слышат. Не имеющие – да руководствуются собственными фантазиями.
Некоторые ошибки в тексте романа настолько вопиющи, что можно задаться вопросом: а читал ли сам автор, умело оперирующий ссылками на апокрифические тексты, канонический вариант Библии? Или не посчитал необходимым опираться на столь доступный источник информации? Мало того, что, по версии Брауна, Мария Магдалина оказывается на вершине генеалогического древа колена Вениаминова, сам этот род назван царским. Хотя, по мнению Священного Писания, все цари израильские происходят из колена Иуды. Первый и последний царь-вениамитянин – Саул - сам называл колено Вениаминово «одним из наименьших в Израиле». Далее царь Давид каким-то образом становится потомком «древнееврейского царя Соломона». (На самом деле все наоборот Соломон - сын Давида). В храме Древнего Израиля (скорее всего, имеется в виду скиния), существовали жрицы и «священные «сексуальные ритуалы». А Шехина – еврейское обозначение сияния славы Господней, наполняющей Святое Святых – Браун называет второй «половинкой» Бога Яхве, олицетворяющей женское начало Инь и Ян, как во многих языческих религиях. Вот такие исследования.
Возможно, критики относятся к Дэну Брауну излишне серьезно. Наивно было бы полагать, что автор вообще ставил перед собой такую глобальную цель, как разрушение устоев и оснований традиционного христианства. Несмотря на скандал, сопровождающий выход в свет «Кода да Винчи» и незамедлительную реакцию оскорбленной Римско-католической церкви, Дэн Браун добился результата для себя гораздо более важного: его популярность во всем мире растет, одновременно с многомиллионными тиражами и гонорарами за издание и переиздание книги. Но и безобидной фантазией или незамысловатой аллегорией, рассчитанной на умы средних американцев, книгу тоже не назовешь. Есть одна откровенная фраза, как бы затерявшаяся в самой середине текста, которую так и хочется назвать ключевой, открывающей скрытый «секретный» код «Кода да Винчи»: «Почти все, чему учили нас отцы о Христе, есть ложь и фальшивка». Неизвестно, разделяет ли сам автор подобное мнение одного из своих персонажей, но эта информация, без сомнения, найдет своего получателя.
ВСЕХ НА КОСТЕР?
«Мы определенно имеем дело с прекрасной стратегией распространения, - говорит римский кардинал Бертоне, уполномоченный Ватиканом разоблачить ложь, содержащуюся в книге Брауна. - Эта книга повсюду. Риск, что многие люди, прочитав ее, поверят этим басням, вполне реален. Меня удивляет и беспокоит то, что так много людей уже верят в эту ложь». Но вряд ли у человека верующего может возникнуть неподдельный интерес к чтению подобных околодуховных изысканий, впрочем, как и любой другой мирской, в любом понимании этого слова, литературы. Для того, чья жизнь, действительно, поделена надвое чертой покаяния на «до» и «после», это было бы возвращением к прошлому, к разрушенным древним кумирам. Конечно, это не означает необходимости аутодафе, в кострах которого сжигали книги религиозные фанатики. Речь идет лишь о мудрости, которую дает Дух Святой, и о духовной свободе, стоять в которой призывал христиан еще апостол Павел: « К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (Гал. 5:13), лишь бы «эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (1 Кор. 8:9). Мы говорим об опасности не самих «духовных подделок» вроде «Кода да Винчи», а о недопустимости серьезного к ним отношения. Подобное увлечение может означать следующее: для человека, уже укрепленного в учении Христовом, это, возможно, первый сигнал о риске уклониться в ересь или же показатель его духовного охлаждения. Для недавно уверовавшего – то, что его вера, скорее всего, строится на неправильном основании и может подвергнуться атакам со стороны. Запретить читать такие книги взрослому, рассудительному человеку, зрелому христианину никто не вправе. Более того, читать их можно лишь с определенной целью: не только чтобы «знать врага в лицо» - лицо врага верующим и так достаточно знакомо. Эта литература – возможность узнать, что волнует, что близко сердцу окружающих нас людей, пока еще не просвещенных светом Евангелия. Ибо зачастую ее поклонники ни разу в своей жизни не брали в руки Библию. Это – удобная тема для общения с ними и обсуждения вопросов истинности веры, истинности христианского учения и выбора правильного направления в поисках Бога. Информация, заложенная в современных псевдодуховных литературных произведениях, также может побудить христианина к более ревностному изучению первоисточника – Библии, Слова Божьего. И в итоге - к еще большей уверенности в исключительности и правильности пути, предложенного Иисусом Христом в Его Слове.
Елена Рыбалка