Первый советский боевик «Пираты XX века» стал самой кассовой лентой за всю историю советского кинематографа. В общей сложности его посмотрело более 120 миллионов человек. В основу сценария фильма легли реальные истории о пиратстве в наши дни.
Неспокойной с этой точки зрения акваторией был район близ юго-восточного побережья Китая. Заручившись поддержкой и негласным покровительством Соединённых Штатов, тайваньские морские бандиты бесчинствовали на широкую ногу. Грабежи грузовых и торговых судов исчислялись сотнями.
Одним из самых громких и страшных случаев стало нападение на итальянский сухогруз, перевозивший урановую руду. Весь ценный груз (около 200 т) пираты перебросили на свой корабль. Члены экипажа пошли в расход.
В советских СМИ не принято было освещать случаи нападения на отечественные суда. А ведь они были и не единожды. Из «нелегального» плена советских моряков вызволяли дипломатическим путём, но в 1954 году произошёл вопиющий инцидент, ставший катализатором в вопросе о пиратстве.
Советский танкер «Туапсе» транспортировал в Китай радиоактивное топливо и был захвачен бандитами. Экипаж регулярно подвергался жестоким пыткам: людей избивали, толком не кормили, лишали сна. От моряков пытались добиться сотрудничества с американскими спецслужбами. Советский Союз не имел дипотношений с властями Тайваня, диалог вёлся через французских дипломатов. МИД СССР неоднократно подавал ноты США, ведь было ясно «откуда ветер дует».
49 членов экипажа находились в плену у пиратов больше года. На Родину вернулись не все: один свёл счёты с жизнью, двое погибли, у одного помутился рассудок.
Советский Союз не мог это просто так оставить. Нужно было жёстко пресечь все последующие попытки нападений на гражданский флот СССР. Стали готовить спецоперацию.
Большой десантный корабль был мастерски замаскирован под торговое судно. Новый «теплоход» трудно было отличить от настоящего: тот же фальшборт, форма надстроек, перекрашенный корпус. По дипломатическим каналам дали дезинформацию, что данное судно идёт в советский порт, нагруженное золотом и индийским опием для фармацевтических нужд. Но вместо этого в морской круиз отправилась хорошо вооружённая и блестяще подготовленная рота советских морпехов.
Когда «теплоход» умело лавировал между бесчисленными островками в Малаккском проливе, на него было совершено нападение. Судно атаковали сразу несколько десятков катеров. Но абордаж в этот раз не удался. За декоративными бортами бандитов ждали гранатомёты, крупнокалиберные пулемёты и около трёх сотен морских пехотинцев. Пиратские катера вместе с налётчиками быстро и методично пошли на дно. С нашей стороны потерь не было.
Происшествие в Малаккском проливе не получило широкой огласки по политическим соображениям. Однако с тех пор советские торговые суда беспрепятственно курсировали в тех водах. Грабить их никто не решался…