Саудовская Аравия
«Возможности Дж. Байдена «наказать саудовские власти стали ограниченными», считает The Washington Post, и Белый дом дал понять, что у них «не хватает необходимых вариантов, чтобы отреагировать и наказать королевство в случае, если оно будет работать над подрывом интересов в регионе». Видимо, не случайно, апелляционный суд округа Колумбия вынес решение в пользу наследного принца Бин Салмана.
Некоторые американские чиновники, в частности, экс-посол в Йемене Дж. Фейерстайн, считают, что лучший курс в этой ситуации – уменьшить тягу Вашингтона к нефти, особенно с Ближнего Востока. По его словам, «если вы хотите показать саудовцам, что вы будете заниматься тем, что отвечает интересам США, вы должны ускорить свою независимость от энергии, которую они производят. Вы хотите дисциплинировать саудовцев? Скажите им, что их нефть больше не нужна».
Но у Саудовской Аравии тоже есть свои козыри – в 2022 г. страна продолжила возглавлять список крупнейших поставщиков нефти в Китай. Тем более, что в ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина стороны подписали договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве. Общий объем инвестиционных соглашений составил около $50 млрд.
Проживающая в Лондоне известная саудовская оппозиционерка М. Рашид считает, что сближение с КНР не будет происходить за счет США: «Бин Салман может преувеличивать свою способность принимать смелые меры, когда речь идет о выборе и диверсификации экономических партнеров, но эти действия ограничены, когда речь идет о военных и политических союзах. Для страны, зависящей от нефти, с валютой, привязанной к доллару, и армией, оснащенной и обученной американцами, было бы глупо представить, что США могут быть заменены другими державами в ближайшем будущем».
Саудовский эксперт М. Яхья, специализирующийся на международных отношениях, полагает, что, «несмотря на ухаживания за Пекином, Эр-Рияд не может разорвать свой “католический брак” с Вашингтоном. Ведь отношения с китайцами вращаются в основном вокруг экономики и нефти, и королевство не может отказаться от сотрудничества с Вашингтоном в области безопасности и обороны». В связи с этим высказывается мнение, что саудовско-китайское соглашение будет носить «символический характер, даже несмотря на его широкий размах».
Таким образом, на фоне сближения с Пекином Эр-Рияд пытается не рассориться с Вашингтоном, хотя при этом и использует КНР для давления на США из-за своей ядерной программы. Аналитики отмечают, что одними из главных целей визита китайского лидера в КСА были ядерная энергетика и отказ от доллара в нефтегазовых сделках. Предполагается, что частичный переход на юани возможен, но торопиться никто не хочет. Кстати, итоги опроса Вашингтонского института исследований показали растущую популярность Китая среди саудовцев перед США.
Тем временем Израиль пытается продолжить сближение с КСА, но этому, как оказалось, мешает Вашингтон. Израильские эксперты предупреждают, что премьер Б. Нетаньяху и наследный принц Бин Салман «ведут опасную игру в сочетании со стратегическими сдвигами в политике США на Ближнем Востоке».
Из других новостей можно выделить: препятствование Египтом передачи саудовцам двух островов и обнародование бюджета на 2023 год с профицитом в $4,26 млрд. Кроме того, за первые 9 месяцев 2022 года в КСА зафиксирован самый больший среди арабских стран приток туристов. Данные, опубликованные ООН, говорят, что страну посетили более 18 млн человек. На втором месте ОАЭ (14,8 млн), на третьем – Марокко (11 млн). К концу десятилетия планируется ежегодно принимать до 100 млн туристов.
В январе саудовцы объявили об изменении политики предоставления финансовой помощи другим странам по примеру МВФ, и сделано это по двум причинам: а) успокоить граждан, которые видят, что их ресурсы уходят за границу; б) усилить экономическое влияние в качестве политического инструмента для навязывания своих интересов.
Йемен
Западные СМИ раскрыли подробности переговоров между «хуситами» и саудитами, которые представили одобренную США и ООН «временную дорожную карту». В рамках плана «аравийская коалиция» дала ряд важных обещаний, включая открытие аэропорта Саны и ослабление осады Ходейды.
В свою очередь, повстанцы призвали коалицию выплачивать зарплату всем госслужащим, а также открыть все аэропорты и порты. Что примечательно, Эр-Рияд вроде как готов уйти из Йемена, но хочет гарантий безопасности, прежде всего, создания буферной зоны вдоль йеменско-саудовской границы. Также «хуситы» должны снять осаду с Таиза и присоединиться к официальным переговорам с другими йеменскими силами. При этом обе стороны работают с официальными лицами Омана над внесением поправок в предложения, чтобы они «удовлетворяли всех».
Агентство Bloomberg считает, что успешность переговоров будут определять 4 признака: 1) безоговорочное снятие всех ограничений на гуманитарные поставки; 2) снятие правительством Йемена сложных бюрократических требований, препятствующих оказанию гумпомощи; 3) начало повстанцами прямых переговоров не только с КСА, но и с другими силами; 4) решение вопроса с танкером Safer, т.к. промедление здесь может привести к экологической катастрофе.
Тем временем ОАЭ укрепляют свое влияние в Йемене, не обращая внимание на Эр-Рияд. В частности, Абу-Даби начинает строительство нового морского порта в восточной провинции Эль-Махра. Помимо этого, Эмираты подписали с Аденом военное соглашение, а губернатор Хадрамаута призвал правительственные силы покинуть провинцию, причем заменить их предложил силами, которые снабжаются и финансируются ОАЭ.
Из других событий можно отметить призыв «хуситов» к Египту...