Мой младшенький сыночек учится в первом классе. И вчера ему задали выучить стихотворение И.Сурикова "Зима" наизусть. Я сторонник того, чтобы дети уроки делали самостоятельно, поскольку домашнее задание это способ проверки усвоения материала и закрепление изученного.
Как обычно я озвучила ему д/з и оставила одного для самостоятельного выполнения. До вчерашнего дня со стихами наизусть у нас проблем не было, меня только насторожило, что здесь уже четыре четверостишия. Но я успокоила себя тем, что детям надо развивать память и увеличивать объем запоминания, и это он тоже выучит.
У нас с ребенком ранее была договоренность, что он делает уроки сам и сам себе устраивает перерывчик, как он привык выражаться. Так вот вчера он все сделал, но стихотворение учить никак не начинал. Я пару раз напомнила ему, что нужно выучить стихотворение наизусть. Он же его только читал, периодически заглядывая повторял, потом закрывал азбуку с вердиктом: "Все, я выучил!"
Видя, что ситуацию пора брать в руки, я предложила дочери поучить с ним стихотворение, т.к. к нам в гости пришла сестра, и я не могла ее бросить. Внутренне я уже ощутила, что ребенок учить не готов, и по его реакции было видно, что ему не нравилось именно повторять по многу раз строчки стихотворения, это вызывало в нем море сопротивления.
Когда сестра ушла, я спросила у сыночка, выучил ли он стихотворение? Ответ был отрицательный, было уже семь вечера. "И у меня перерывчик", - ответил он весело. Я отправила его учить самостоятельно, а сама решила сесть писать статью.
По завершению моей работы я поняла, что дело не сдвинулось, и теперь мне уже точно надо брать книжку и идти с ним учить.
И тут началось самое интересное, потому что время уже перевалило за восемь. Мы начали учить. Были сначала глубокие вздохи, потом причитания, потом обиды, потом упрямое нежелание повторять, потом слезы, которые к ночи стали проявляться в виде сдерживаемых рыданий с причитаниями. По заданному кругу эти чувства проявлялись многократно. Все его действия были направлены на то, чтобы остановить этот процесс.
Сейчас пишу и улыбаюсь, вспоминая лицо моего любимого сыночка и все его переживания, связанные с жалостью к себе, и, видя напротив не реагирующую на это маму.
Тогда я все понимала, и я осознанно не реагировала ни на одно проявление, мне было очень сложно и тяжело в тот момент сохранять стойкость. Ребенок пережил много чего в той ситуации, согласна. В тот момент он взял на себя роль жертвы, ему страстно хотелось, чтобы мама обняла его, пожалела, разрешила отправить к чертям собачьим это стихотворение и пойти лечь спать. План не сработал. Жертва осталась не у дел.
Почему я не повелась на все эти его манипуляции?
Для меня важно было научить ребенка преодолеть эту трудность, привить навык дисциплины, помочь ему увидеть ценность именно в своевременном выполнении данного ему задания, поверить в свои силы, завершить задачу успехом.
Спать он лег с плохо выученным стихотворением, но мне было уже предельно понятно, что утром он спокойно его расскажет. Зато с каким удовлетворением и ощущением счастья он лег спать! После таких пережитых страданий то:) Мое солнышко!
Утром он с легкостью вспомнил стихотворение и рассказал его, правда мне пару раз пришлось ему напомнить начало строки, но я считаю это для него серьезным достижением. Мы преодолели! В школе на уроке он тоже его хорошо рассказал!
Я хочу показать важность данного пережитого опыта у ребенка и у меня, как мамы. Смысл именно не втягиваться в игру "жертвы" своего ребенка, сохранять трезвость и рассудочность, любовь и понимание, стойкость и непримиримость.
Вчера я вместе с ребенком, в параллели, преодолевала трудную задачу, поддерживая его, и, как тренер, требуя выполнения и завершения. Я с холодной рассудочностью придерживалась жесткой позиции, и за руку вела ребенка к цели, шла вместе с ним.
Если бы я вчера дала слабину и разрешила не учить стихотворение, пожалела и отпустила спать, как бы тогда в последующем решались им подобные задачи? Учил бы он своевременно? Как вел бы себя в трудной ситуации? И как бы он относился ко мне?
В этом есть воспитательный момент. Важно его придерживаться всегда, независимо от вашего настроения, времени, случая и т.д. Только так сформируется стойкая и устойчивая дисциплина и привычка, и так вы сохраните авторитет в глазах ребенка.