Смоленск стал одним из первых оборонительных бастионов на пути фашистов к столице. К началу наступления на этом направлении противник превосходил войска Западного фронта в людях, артиллерии и самолётах в два раза, а в танках — почти в четыре раза. Целью наших войск было не допустить прорыва противника на Москву.
Борис Дмитриевич ДОЛГОТОВИЧ, кандидат исторических наук, подполковник в отставке.
Сыны и дочери Белоруссии, приумножившие славу Городов-Героев Советского Союза
В истории государства первостепенное значение во все времена занимали сыны Отечества, олицетворяющие народную преданность и героизм, традиции и славу. Каждый из героев, отдавший жизнь или почивший на лаврах победителя, приумноживший заслуги Отечества, вправе своим примером напомнить наследникам страницы пути к вершине уважения, почитания и чести.
Часть 3
В Смоленском сражении
Летне-осенняя кампания 1941 года носила в целом оборонительный характер: на всех стратегических направлениях инициатива в этот период находилась в руках противника, хотя советское командование пыталось организовать повсеместное наступление и изменить ход войны. Но в те дни это было невозможно. В этом заключался очередной просчёт военно- политического руководства страны, которое в сложившихся условиях должно было принять меры для немедленного перехода к обороне.
Тем не менее даже в этих крайне неблагоприятных условиях на многих участках огромного фронта советским войскам удавалось в течение длительного времени сдерживать наступление противника.
Среди всех стратегических направлений наступления гитлеровцы отводили особую роль исторически традиционному — Смоленско-Московскому. Нанося главный удар на этом направлении, они намеревались быстро захватить Москву и победоносно завершить «молниеносную войну». Именно здесь войска вермахта рассчитывали добиться решающего успеха. К началу наступления на этом направлении противник превосходил войска Западного фронта в людях, артиллерии и самолётах в два раза, а в танках — почти в четыре раза. Целью наших войск было не допустить прорыва противника на Москву. Смоленск стал одним из первых оборонительных бастионов на пути фашистов к столице.
Смоленское сражение длилось два месяца, с 10 июля по 10 сентября 1941 года. В нём участвовали войска четырёх фронтов: Западного, Резервного, Центрального и Брянского. Штаб Западного фронта возглавлял белорус, генерал Василий Данилович Соколовский (позже стал Маршалом Советского Союза). Его замом, начальником оперативного управления, был полковник Владимир Сергеевич Голушкевич. Командующим и членом Военного Совета Центрального фронта были, соответственно: генерал-полковник белорус Фёдор Исидорович Кузнецов и корпусный комиссар белорус Дмитрий Афанасьевич Гапанович.
В составе Брянского фронта летом 1941 года успешно действовал 8-й кавкорпус под командованием белоруса генерала Павла Петровича Корзуна. До этого он командовал 219-й моторизованной дивизией.
Авиацией Брянского фронта командовал тоже белорус, генерал Степан Акимович Красовский (позже стал маршалом авиации). Авиацией Резервного фронта командовал уроженец Белоруссии генерал Евгений Макарович Николаенко. Штаб 13-й армии возглавлял комдив Александр Васильевич Петрушевский (позже генерал-полковник, Герой Советского Союза).
Непосредственная оборона Смоленска была возложена на 16-ю армию генерала М. Ф. Лукина. В составе этой армии воевали три дивизии, которые возглавляли командиры — белорусы: 1-я Московская мотострелковая дивизия (полковник Александр Ильич Лизюков), 108-я стрелковая дивизия (генерал-майор Николай Иванович Орлов) и 152-я стрелковая дивизия (полковник Пётр Николаевич Чернышёв).
В боях на смоленской земле погиб командующий артиллерией 16-й армии белорус генерал Трофим Леонтьевич Власов. Его сменил генерал (тоже белорус) Иван Павлович Камера. В боях за Смоленск отличились также соединения под командованием белорусов: 44-й стрелковый корпус генерала В. А. Юшкевича и 67-й стрелковый корпус генерала Е. А. Могилевчика. Смело дрались с противником на подступах к Смоленску части 152-й стрелковой дивизии, которой командовал храбрый командир полковник Пётр Николаевич Чернышёв, уроженец Могилёва. В одном из боёв он был дважды ранен, но остался в строю и умело управлял частями. Вскоре ему присвоили звание генерал-майора. В послевоенные годы он был удостоен звания «Почётный гражданин Смоленска». В этих боях отличился и комдив белорус Н. И. Кончиц, а также комдив А. А. Борейко.
В августе 1941 года полковник А. А. Борейко, принявший командование 50-й стрелковой дивизией, участвует в частной наступательной операции под руководством генерал-лейтенанта И. С. Конева, тогда командующего 19-й армией. Умело организовав взаимодействие с артиллерией и танками, Борейко со своей дивизией в районе Капыровщины Смоленской области на реке Вопь прорвали оборону противника и продвинулись на 17 километров, освободив 15 населённых пунктов и захватив большие трофеи.
Кавалерия в тылу
В августе 1941 года была создана кавалерийская группа из двух кавалерийских дивизий (50-й и 53-й), которой командовал полковник белорус Лев Михайлович Доватор. Группа действовала в тылу противника в районе Ярцева. Появление конников в тылу врага произвело ошеломляющее впечатление на противника. Разгромив два батальона пехоты, конники устремились дальше во вражеский тыл. 27 августа 1941 г. они оседлали шоссе Духовщина — Белый.
Гитлеровцы были вынуждены снять с фронта две дивизии с сорока танками и направить их против конников Доватора. Это как раз в то время, когда войска Западного фронта наносили контрудар в районе Ельни. За девять суток конники прошли около трёхсот километров по бездорожным, лесистым и болотистым местам Смоленщины, нанося неожиданные удары по тылам противника. За этот рейд Л. М. Доватор и группа офицеров были награждены орденами Красного Знамени.
Внезапным мощным броском советские конники прорвали оборону немецко-фашистских войск на нескольких километрах по фронту. Появление кавалерийской части Красной Армии, углубившейся на 100 км в тыл врага, вызвало панику среди фашистов. Две недели продолжался этот исключительно трудный рейд по бездорожным лесисто-болотистым районам Смоленщины. За это время доваторцы уничтожили
- свыше 2500 вражеских солдат и офицеров,
- 9 танков,
- более 200 машин,
- несколько военных складов.
Были захвачены многочисленные трофеи, которые пошли на вооружение партизанских отрядов.
Гитлеровское командование назначило за голову Доватора крупную денежную награду. Свой первый боевой опыт конники Доватора позже широко применили в Московском сражении, в районе Волоколамска. Они не допустили врага к Волоколамскому шоссе.
Вскоре полковник Доватор получил звание генерал-майора. Его 3-й кавкорпус стал 2-м гвардейским. В декабре 1941 года корпус воевал в районе Звенигорода и Рузы в тылу 4-й немецкой армии.
19 декабря 1941 г. под деревней Палашкино командир 2-го гвардейского кавкорпуса генерал Л. М. Доватор погиб. Ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Героическая переправа
Бои на Смоленщине в 1941 году были кузницей, в которой ковалась воля к победе у командиров всех степеней, у всего личного состава. Именно здесь, в сентябре 1941 года, родилась советская Гвардия. Из четырёх первых дивизий, ставших гвардейскими, три были из Белорусского военного округа. Пятой по счёту гвардейской стала 1-я Московская мотострелковая дивизия под командованием Александра Ильича Лизюкова. Его дивизия и он лично отличились летом 1941 года в боях за Соловьёвскую переправу на Днепре, на Смоленщине. Генерал К. К. Рокоссовский, характеризуя действия А. И. Лизюкова на Соловьёвской переправе, писал: «Среди опасных неожиданностей он чувствовал себя, как рыба в воде. Личная смелость его была безукоризненна».
В условиях, когда противник располагал большим количеством танков, а в воздухе господствовала его авиация, наиболее ярко проявились стойкость, мужество, хладнокровие и беспредельная преданность Родине советских бойцов, командиров и политработников. Эти черты советские воины продемонстрировали при обороне Соловьёвской переправы через Днепр — единственного пути, связывающего главные силы фронта с 16-й и 20-й армиями.
Чтобы не допустить противника к переправе, командование Западного фронта создало из остатков танкового и моторизированного полков сводный отряд под командованием полковника А. И. Лизюкова. Отряд располагал всего лишь 15 танками, преимущественно лёгкими. Это было всё, что могло выделить ему командование Западного фронта для решения стратегической задачи.
Почти две недели, днём и ночью, под пулями и осколками, в сплошном грохоте разрывов снарядов и авиационных бомб отряд Лизюкова сдерживал врага. Когда воины отходивших 16-й и 20-й армий вышли к Днепру, горловина мешка была свободной от врага. Тысячи бойцов и командиров с боевой техникой переправились через реку и заняли оборону на её левом берегу. В ночь на 6 августа завершили переправу последние, арьергардные части армий.
Попытка врага разгромить советские войска у стен древнего русского города Смоленска не удалась. Это вынуждены были признать и гитлеровские генералы. Начальник штаба 4-й армии генерал Г. Блюментрит писал:
«Самым значительным было сражение в районе Смоленска, где была окружена большая группировка русских. Две полевые армии удерживали три стороны котла, в то время как наши танки блокировали выход из него близ Ярцева. Но русские выстояли».
За проявленное в бою в районе Соловьёва мужество и отвагу многие бойцы и командиры сводного отряда были награждены орденами и медалями, а командир полковник А. И. Лизюков удостоен звания Героя Советского Союза.
Наступление сорвано
Боевое мастерство частей и подразделений обеспечивала также слаженная работа тыла. Так, штаб тыла 16-й армии, которая обороняла Смоленск, возглавлял белорус полковник Фёдор Захарович Лазаревич (в 1942 г. стал генералом). В ходе Смоленского сражения 14 июля 1941 года под Оршей был произведён первый удар по врагу нашими «катюшами». Здесь враг был вынужден использовать 50% своего стратегического резерва. Героическая оборона Смоленска не позволила гитлеровским войскам добиться решающего успеха на главном направлении и оказала большое влияние на срыв их наступления на Москву.
Встретив упорное сопротивление, немецко-фашистское командование пришло в замешательство. Из-за больших потерь силы группы армии «Центр» были серьёзно подорваны. Её ударные группировки оказались скованными на всех участках фронта. Гитлеровское командование 30 июля отдало директиву о переходе основных сил группы армий «Центр» к обороне. Это был первый с начала Второй мировой войны случай, когда противник вынужден был перейти к обороне на главном стратегическом направлении. Советское командование выиграло время для укрепления обороны на подступах к Москве.
Контрудары войск Западного фронта под Витебском и Великими Луками, Рогачёвом и Жлобином, Оршей и Смоленском и в других районах вынудили противника приостановить наступление. Ему не удалось достичь намеченных целей и с ходу выйти к советской столице.
Немецко-фашистские войска были вынуждены перейти к обороне на главном направлении. Этому способствовали ожесточённые бои войск Западного фронта под Минском и на Березине, под Гомелем и Могилёвом, в районе Кричева и Пропойска (с 1945 г. — Славгород). Советское командование выиграло время для подготовки обороны Москвы и последующего разгрома врага в Московской битве (1941–1942 гг.). Теперь уже советские войска сражались с врагом на равных. В огне Смоленского сражения воины Красной Армии приобрели опыт, без которого нельзя было воевать против сильного врага.
Продолжение, о защитниках города-героя Москва и срыве операции "Тайфун" – через несколько дней.
Предыдущая часть:
Фрагмент из изданного ФНКА Белорусов России сборника статей "Республика-Партизанка"
⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐
Сборник статей "Республика-Партизанка" издан ФНКА Белорусов России, совместно с Российско-Белорусским деловым советом, Историческим факультетом МГУ имени М. В. Ломоносова и Институтом истории НАНБ. Его авторы, белорусские и российские историки, задались целью подробно рассказать, как воевала с немецкими захватчиками оккупированная Белорусская ССР. Авторский коллектив удостовен премии Союзного государства в области литературы за 2021 год
© ФНКА Белорусов России, 2023
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!