"Хочу, чтобы мужчина обо мне заботился, защищал, содержал и дарил подарки", - заявляют некоторые женщины. Другие им оппонируют: "Женщина должна заботиться о себе сама!" Эти две позиции, которые часто вступают в конфликт, на самом деле две стороны психологического здоровья. Эмоционально зрелая личность может и должна заботиться о себе сама, но в тех случаях, когда она не может удовлетворять сама взрослые потребности, можно и нужно просить о помощи.
В этой статье я хочу рассказать о тех случаях, когда женщина считает себя эмоционально зрелой, самостоятельной и самодостаточной, но на самом деле эта независимость - всего лишь проявление этапа развития трёхлетних детей. Вот три признака, когда зрелая по возрасту женщина не замечает своего детского поведения.
Первый признак - контроль всех и всего
Повышенная потребность в контроле себя и других - признак контрзависимости. Об этом психологическом явлении я рассказала в статье "Три лозунга независимой женщины, ведущие к драме". В статье я предложила тест, который поможет читательницам определить склонность к контрзависимости. Если коротко, контрзависимость - этап психологического развития, который в норме дети проходят от 6 месяцев до 3 лет. Если в этом возрасте происходит эмоциональная травма, развитие затормаживается или вовсе замирает. И тогда взрослая по паспорту, нормально развитая физически и интеллектуально женщина будет до старости вести себя, как маленькая девочка.
В возрасте до 3 лет формируются навыки самоконтроля. Именно в этом возрасте начинается психологическая сепарация с родителями, и ребёнок говорит "я сам, я уже взрослый". Если родители не поддерживают самостоятельность ребёнка, он так и остаётся маленьким.
Как это проявляется у женщин после 50? Такая мама и бабушка лучше детей и внуков знает, как им жить. "Я сама" - это значит, что она сама решает, чем заниматься детям, как им тратить свои деньги, с кем общаться, что носить и прочее. Это трёхлетняя девочка, которой родители не позволили самой принимать хоть какие-то решения в 3 года, и которая пытается бессознательно доказать маме с папой, что она большая, но использует для этого своих детей и внуков.
Второй признак - психологическое насилие
Если родители не позволили ребёнку начать отделяться в 3 года и не признавали в 3-летнем ребёнке личность, у ребёнка не формируются личные психологические границы. Нет личности - нет и границ личности. А границы формируются именно с 3 лет!
Когда я пишу, что родители должны согласовывать свои решения, касающиеся детей, с самими детьми и интересоваться, чего хочет или не хочет ребёнок после 3 лет, у многих родителей возникает яростное сопротивление в ответ. "Да кто он такой в три года, чтобы что-то решать?" Вот это и есть психологическое насилие, которое препятствует развитию. Конечно, в воспитании детей большая часть решений основна на опыте и на ответственности родителей. Но важен баланс. Если ребёнку с 3 лет не позволять принимать свои решения, он может не стать личностью.
Именно так ведут себя трёхлетние девочки, которым по паспорту 50+. У них не сформировались личные границы, поэтому они не различают, где заканчивается их "я" и начинается "не я", то есть, "я" других людей. А поскольку они не видят границ, то используют личное психологическое пространство других личностей, как своё собственное. И это проявляется в форме психологического насилия.
Например, моя свекровь, которая занимала высокую руководящую должность, добилась выделения нам с мужем однокомнатной квартиры, которая была расположена в неудобном месте и сама была крайне неуютной. Эта квартира пустовала несколько лет, мы с мужем в неё так и не заселились. Мужу был неприятен сам факт, что его мать сделала это без обсуждения с нами. Он хотел как взрослый мужчина сам решать свою жилищную проблему, поэтому сам заработал на квартиру в центре города.
Любимая формулировка моей свекрови "я хочу, чтобы ты". То есть, она удовлетворяет свои собственные потребности, причиняя пользу окружающим. Но мнение окружающих ей безразлично. Моя свекровь всё делает по принципу трёхлетней девочки "я сама". Львиная доля её "пользы" в отношениях со мной много лет сводилась к вторжению в моё личное пространство и к психологическом давлению.
Дорогие гости канала! Если вам нравится эта статья, вы можете поддержать автора. Просто нажмите на синий текст!
Сделать перевод на кофе автору. Спасибо!
А мы продолжаем тему! И сейчас вас ждёт самое важное!
Третий признак - требование одобрения от окружающих
Маленькие девочки, которым по паспорту за 50, насилуют своей любовью и заботой окружающих, а потом обижаются, что их никто не благодарит. Это ещё один отголосок раннего детства.
Когда у ребёнка не сформирована адекватная самооценка, он растёт неуверенным в своей ценности. Уважать сам себя и признавать свою ценность он может только тогда, когда что-то делает для других.
В здоровой семье родители поощряют ребёнка, сообщают ему, что он нужный, важный и значимый. В нездоровой семье родители повторяют "ты пока никто", "ты ещё не заслужил уважения", "мало стараешься", "не время тебе расслабляться". И тогда ребёнок вырастает с заниженной самооценкой и пытается поправить эту самооценку, используя других. Он что-то делает для других без их запроса, а потом требует, чтобы его хвалили. Именно так поступают маленькие девочки 50+.
По сути, та забота обо всех окружающих, которой контрзависимые женщины насилуют, не спрашивая согласия, побуждается раненым эго. На самом деле ими движет не забота о благополучии других, а собственный образ заботливой женщины, который, по их мнению, должен вызывать восхищение и одобрение изнасилованных. Но восхищение и одобрение должны были дать папа с мамой, чтобы девочка выросла психологически здоровой. Если этого не случилось, девочка будет принуждать других к заполнению пустоты в том месте, где у здоровых людей находится адекватная самооценка, достоверные знания о себе и чёткие личные психологические границы.