Найти тему

Чему мы можем поучиться у грибов?

23 года назад японский ученый Тошики Накагаки провел интересный эксперимент. В своей лаборатории в университете Хоккайдо он построил небольшой лабиринт, похожий на те, в которые отправляли грызунов для проверки памяти и зачатков интеллекта.

На входе в лабиринт профессор поместил небольшой кусочек плесневого гриба Physarum polycephalum, а на выходе – кусочек сахара-рафинада. В естественных условиях эти грибы растут вокруг круглых, симметричных сетей паутинок, но гриб, участвовавший в эксперименте, повёл себя очень странно.

-2

Почувствовав издалека запах сахара, он решил полакомиться им и отправил свои росточки по лабиринту. На каждом пересечении грибковая паутина разделялась на две части, заполняя пространство лабиринта. Те ветки, которые зашли в тупик, возвращались и находили выход в другом направлении. Через 4 часа грибные паутины покрыли все ходы лабиринта, а еще через несколько часов одна из них нашла дорогу к сахару.

Таким образом, тест на интеллект гриба Physarum polycephalum, очевидно, был завершен с оценкой «отлично»…

Но Тошики Накагаки на этом не остановился. Начался второй этап эксперимента.

-3

На этот раз ученый отрезал небольшой кусочек паутины от гриба, который уже участвовал в опыте, и поместил его в начало лабиринта, а на выходе положил кубики сахара.

Сразу после начала эксперимента началось чудо. Physarum polycephalum тут же пустил два «щупальца», которые начали быстро расти: первое проложило безошибочно самый короткий путь к выходу из лабиринта, то есть к сахару. А второй росток повёл себя очень необычно и странно для плесневого гриба: он просто взобрался по стене лабиринта и буквально «пополз» по потолку. Этот отросток добрался к своей цели по прямой линии, не блуждая по лабиринту и не тратя на это время.

Эксперименты повторялись много раз с использованием разных лабиринтов, но результаты всегда были на удивление одинаковыми. Грибы не просто запоминали кратчайший путь к цели на инстинктивном уровне — они делали сознательный выбор, чтобы решить задачу нетривиальным способом.

Профессор Тошики Накагаки не думал останавливаться на достигнутом. Вскоре после проведения описанного эксперимента учёный доказал ещё одну необыкновенную вещь. Оказывается, грибы способны к планированию транспортных маршрутов и дорог не хуже, чем дипломированный специалист по транспортной логистике, а то и лучше, чем он.

Ученый поместил кусочки еды на карту Японии, пометив основные города страны. Туда, где была отмечена столица, были помещены грибы, которые меньше чем за сутки воссоздали точную копию железнодорожной сети вокруг Токио.

-4

Результат эксперимента превзошел все ожидания! На самом деле соединить несколько десятков точек между собой не очень сложно, а вот соединить их эффективно и наиболее экономно – непростая задача. Однако грибы хорошо, быстро и легко справились с ней!

Позже аналогичные эксперименты проводились на картах Испании и Англии. И в итоге учёные получили точные модели сетей автомобильных дорог. А в некоторых случаях эти модели содержали даже те изменения и расширения, которые были сделаны из-за неоптимального первоначального планирования.

Профессор Тошики продолжает изучать грибы и узнавать об их удивительной мудрости. В своей лаборатории в университете Хоккайдо он пытается перенести удивительные способности гриба в компьютерные модели. Ученый считает, что результаты его очередного эксперимента помогут в будущем создавать эффективные и быстрые информационные сети.

-5

Интересно, какие выводы можно сделать, исходя из этих экспериментов с плесневыми грибами?

Наверное, самый примитивный вывод– это признание наличия у представителей грибного царства особых интеллектуальных способностей.

Однако, если грибы – это такой сложный и «умный» организм, то где же тот орган, в котором концентрируются данные и принимаются решения? Другими словами: где же мозг? Когда у самого учёного спросили об этом, он ответил так: "Этот вопрос напоминает мне другой: "Кто управляет миром? Серьёзно – вы можете дать мне его телефон?"

"У людей есть склонность искать систему управления, какой-то центральный узел, к которому всё стекается и из которого всё исходит," – говорит Тошики Накагаки. - Это, по-видимому, как-то связано с нашей генетикой: искать лидера, принимающего решения. Но в мире биологии и физики, и я думаю, что и в других областях, это работает не так. У Токио есть центральный мозг? У Интернета? А как насчёт муравейников и пчелиных ульев? И кто командует миллионами пешеходов на тротуаре Нью-Йорка? Где принимаются решения там?"

-6

Есть причина, по которой Тошики выбрал именно эти примеры. В последние десятилетия исследуется поведение стад животных, роев насекомых, косяков рыб, а также пешеходов на переполненных тротуарах. Все эти группы демонстрируют скоординированное поведение, почти как единый организм, однако без какого-либо согласования, намерения или правил. Этот эффект даже послужил основой для теории "коллективного разума", которая объясняет, как среднее от множества отдельных ответов оказывается точным и даже более глубоким, чем ответ одного специалиста."

-7

Согласно этой теории, "коллективный разум" присущ только всей системе в целом, но ни одному из составляющих его элементов в отдельности.

"По одной из оценок, у грибов это работает подобным же образом, – говорит Тошики. - С чисто биологической точки, каждая паутинка в отдельности получает химические сигналы о том, куда ей стоит двигаться и чего избегать. Сумма этих сигналов создаёт своеобразную систему принятия решений».

Давайте поразмышляем. Получается, что все виды жизни на земле обладают свойством устойчивой связи с «коллективным разумом» или сверхразумом. Если сверхразум или сверхсознание – это своеобразная копилка опыта, знаний, умений всех живых организмов, живших когда-либо или живущих; то научившись подключаться к этой копилке, мы можем, как этот плесневый гриб, получать ответы на все вопросы, находить решения любой задачи, выбираться из любого лабиринта….?

-8