Найти в Дзене
СовКино

"С любимыми не расставайтесь" и "Единственная": сходства и различия

Меня спрашивали тут как-то: "Зачем ты, Сова, сравниваешь несравниваемое? Как можно искать общее там, где его не может быть от слова "отнюдь"? (Я тогда как раз нахально решила поисследовать сходства и различия фильмов "Ирония судьбы..." и "Дневной поезд", ссылку прикреплю внизу).

Точно не помню, что я ответила в тот раз. Кажется, что чем непохожее предметы сравнения, тем увлекательнее сравнивать.

Я и вправду так думаю. Более того, хочу продолжить этим заниматься. Вот, к примеру, сегодня намереваюсь сопоставить две очень, казалось бы, разные картины.

Итак.

У нас на рассмотрении "С любимыми не расставайтесь" (1980, реж. Павел Арсенов) и "Единственная" (1976, реж. Иосиф Хейфиц).

Начнём, пожалуй, с различий. Их там достаточно много.

Первый фильм стартует уже из зала суда, где главгерои доводят до сведения судей и всех присутствующих, почему они надумали развестись. То есть, событие, которое привело их к этому решению, осталось за кадром.

Уже по ходу дальнейших событий мы узнаём, что Митя приревновал Катю -- она без него, но с подругами пошла на день рождения к бывшему однокласснику и, кажется, не ночевала дома. Чем не повод для развода? В подробностях копаться Мите было лень, проще оказалось набить тому самому однокласснику лицо и начать разменивать квартиру, даже не предупредив об этом жену. Пылкий энергичный Абдулов прекрасен в этой роли; в это же время Ирина Алферова как нельзя лучше подходит под образ Кати -- малоэмоциональной, немногословной ("уйди, исчезни"), заторможенной и холодной словно илистая рыба.

Главный герой фильма "Единственная", Николай Касаткин (Валерий Золотухин), без памяти влюбленный в Танюшу Фешеву (Елена Проклова), все время утыкается в приметы того, что жена ему изменяет, и делает это она, судя по всему, на постоянной основе.

-2

Начинается история со спорного эпизода насчёт сапог некоего "Шурика" и заканчивается вполне однозначной любовной сценой, которую Николай сам подглядел через окно: Таня думала, что муж уехал в рейс и пригласила в гости руководителя хорового коллектива (великолепная работа Владимира Высоцкого). Только тогда Касаткин, под давлением родственников, решается на развод.

-3

Модный мотоциклист Митя, обладатель крутого нрава, так же не похож на простого, добродушного Касаткина, сколь отстраненная тихая Катя отличается от взбалмошной, темпераментной, не скрывающей никаких своих чувств Танюши.

-4

Но эти мелочи оказываются не принципиальными. Сюжеты обеих лент развиваются по одному и тому же, как ни странно, принципу. Две несчастные жертвы коварных изменщиц -- Митя и Касаткин -- быстренько обзаводятся сильно, по-кошачьи влюбленными в них женщинами.

-5

Которые женщины буквально следуют за предметами своих воздыханий по пятам, и ни одна из них не смущается тем незначительным фактом, что мужчина, к которому ты прилипла словно акулья ремора, ещё не отошёл от болезненного расставания с той, что он любил больше жизни, а ты для него -- лишь листок подорожника, приложенный к остро болящему прямо сейчас месту: подержит несколько минут, да и выкинет...

-6

Также, совершенно пугающе в обоих фильмах присутствуют практически идентичные фрагменты, только "С любимыми..." этим заканчивается, а "Единственная" ещё недолго после него продолжается.

Каждая из бывших жён попадает в больницу. Нервная почва. Бывший муж узнаёт об этом и приходит навестить. Что Митя, что Николай -- оба придавлены, уничтожены той своей новой реальностью, в которой они существуют без любимых женщин. Именно существуют, не живут.

-7

И тут, и там происходит абсолютно душераздирающая сцена, начинающаяся с обычного тихого разговора и завершающаяся женской истерикой, уколами, таблетками, задушенными рыданиями...

Смотреть на это невыносимо, особенно в случае Кати, весь фильм такой молчаливой и, казалось бы, отчужденной, равнодушной... Её конвульсии и отчаянный крик: "Я скучаю по тебе, Митя!" -- ранят сердце и надолго ещё остаются в памяти.

-8

Создатели обеих картин не дают нам узнать о дальнейшей судьбе главных героев. Это и правильно, я считаю. Каждый должен додумать сам.

В заключение, наверное, надо сделать какой-то вывод, подвести, так сказать, мораль... Написать о том, что отдирать от себя куски себя же -- это больно и неправильно. Даже если этот кусок, по вашему мнению или же по мнению окружающих, -- дурной, недостойный вас, порочный, глупый, злой. Вам без него всё равно не будет жизни, как и ему без вас.

Но не буду этого делать. И без того грустно...

-9

"Ирония судьбы..." и "Дневной поезд": сходства и различия

" Отпуск за свой счет" и "Не могу сказать "прощай": что объединяет два очень разных фильма

Сова надеется на ваши ❤️❤️❤️ и подписки, потому что эта птица старается делиться с вами своими мыслями. К тому же, она всегда рада обсуждениям в своём блоге. Спасибо, что дочитали до конца.