Найти тему
Блог Светличного

Менеджмент в Сингапуре: кратко о главном

Сингапур - столица Сингапура и самый крупный город страны
Сингапур - столица Сингапура и самый крупный город страны

Сингапур, будучи одним из “азиатских тигров” и являясь страной, иллюстрирующей возможность перевоплощения одной из беднейших колоний Великобритании в одно из богатейших и безопаснейших государств мира, представляет для исследователей огромный интерес. Успех Сингапура связан со многими факторами, пожалуй, главным из которых является умелый менеджмент как на административном, так и на корпоративном уровне, воплощённый и вдохновлённый отцом Сингапурского экономического чуда – Ли Куан Ю.

Перед началом рассмотрения государственного управления Сингапура необходимо краткое пояснение структуры его законодательных, исполнительных и судебных органов. Официально Сингапур – парламентская республика, однако некоторые особенности этой страны позволяют отнести её к ряду смешанных республик. Президент, обладая весьма ограниченными полномочиями и являясь в первую очередь представителем государства, избирается населением в ходе демократического голосования на шестилетний срок. Жёсткий избирательный ценз предотвращает баллотирование неквалифицированных популистов, однако создаёт некоторые проблемы – например, нынешний президент, Халима Якоб, получила свой пост в 2017 году в результате недопуска других кандидатов к выборам. Такую систему сложно назвать демократической, но политическая свобода никогда не представляла ценности для данного государства.

Исполнительная власть Сингапура представлена Правительством, состоящим из премьер – министра, его заместителя и представителей министерств, а также Административной службы - группы общепрофильных, наиболее талантливых управленцев. Правительство формируется партией, набравшей на общенациональных парламентских выборах большинство голосов, и назначается президентом.

Законодательная власть представлена однопалатным парламентом, состоящим из депутатов, избранных по избирательным округам, а также из депутатов, назначаемых президентом и представителей самых популярных непрошедших в парламент партий. Последние несколько ограничены в своих политических правах.

Судебная власть представлена Верховным судом, состоящим из Высшего суда и Апелляционного суда, а также различными судами низших инстанций. Судьи Верховного суда назначаются президентом по рекомендации премьер – министра. Суда присяжных нет.

Как утверждают сингапурцы, система государственного управления подчинена принципу меритократии, согласно которому, власть получают самые способные и достойные люди независимо от их социального происхождения и финансового достатка. Разумеется, реализация не всегда совершенна, но даже это приносит свои плоды - в Сингапуре очень низкий уровень коррупции, а все государственные органы действуют максимально эффективно. Достичь таких результатов удалось при помощи грамотного управления, внедрённого путём административных реформ. Приоритетом этих преобразований была децентрализация управления, позволившая повысить устойчивость всей системы государственного управления, расширить полномочия линейных менеджеров, внедрить современные технологии менеджмента. Еще одной целью реформ было изменение мировоззрения чиновников, формирование из государственного аппарата "большой команды", в которой каждый ответственен за себя и за свою страну. Несмотря на подобное мировоззрение, ветви власти Сингапура разделены, и комиссии, набранные из далеких от политических элит людей, контролируют отсутствие назначений по принципу лояльности.

Реформаторы Сингапура во главе с Ли Куан Ю особое внимание уделили систематизации должностей, их мотивации и контролю. Должности были разделены на основе физиологических требований, условий труда, сложности деятельности и объема полномочий. Система отбора на государственную службу в Сингапуре очень продуманна и строга. Будущих управленцев выбирают из самых способных студентов, а также привлекают наиболее перспективных представителей крупных компаний. Жесткая оценка персонала и составление рейтинга позволяют определять лучших и худших чиновников, поощрять и наказывать, а также производить ротации. Рейтинги составляются на основании поведения работника, его эффективности в исполнении своих обязанностей, активности на рабочем месте, инициативности и других факторов.

Государственные служащие имеют социальный пакет и крайне высокие зарплаты, сопоставимые с зарплатами менеджеров крупных компаний, а также формально и неформально поощряются начальством и коллегами, и подобная форма признания закреплена в законодательстве. Особого поощрения заслуживают высококвалифицированные работники, которым интересно и важно повышение в должности благодаря собственному старанию. Одобрение карьеризма и гонки между госслужащими за улучшение результатов приводят к повышению эффективности государственного аппарата.

Еще одним принципом государственного управления Сингапура является принцип "целостного правительства", направленный на слаженную работу государства как единого, сплочённого механизма. Все государственные органы постоянно контактируют друг с другом при решении различных проблем и координируют свои действия, а любой гражданин может обратиться к государству за помощью через интернет - таким образом, в Сингапуре внедряется программа "сервисного государства" - эффективной корпорации, регулирующей общественные отношения и предоставляющей качественные услуги. Именно благодаря такому подходу Сингапур добился успеха.

Но что же с менеджментом на уровне организаций? В принципе, частные компании управляются по схожим принципам: контроль и поощрение сотрудников, постоянное дополнительное образование и повышение квалификации, высокая эффективность труда. Разумеется, все компании управляются по - разному, но можно выделить ранее упомянутые принципы. Главное для любой компании - эффективность и увеличение прибыли, и принципы Сингапурского менеджмента актуальны всегда и везде. Также стоит учитывать осторожность местных бизнесменов, сдержанность, пунктуальность и склонность к долгосрочному планированию. Сингапурские компании, несмотря на традиции многих соседних стран, стремятся к гармоничности, командной работе и совместному решению деловых вопросов и не относятся к лидеру как к патриарху. Менеджер в этой стране - наставник для своих подчинённых. Он не обладает непререкаемым авторитетом, хоть и пользуется значительным уважением. Такие традиции Сингапурцы переняли у западных компаний.

В качестве завершения можно привести фразу Ли Куан Ю: "Мы можем воспитать в людях командный дух, чувство солидарности, чтобы каждый был готов дать нации все лучшее для достижения ею новых высот. А взамен команда, нация позаботится о каждом из нас – честно и справедливо. Искусство управления и состоит в искусстве укрепления командного духа." Многие политики, многие менеджеры говорили о подобном, но далеко не все желали и были способны претворить эти идеи в жизнь. А первый президент Сингапура и его команда смогли. К такой решимости стоит стремиться.