Российских школьников хотят научить определять фейки и русофобские сообщения в Сети. Сейчас, когда в интернете множатся ложные «вбросы», это особенно актуально, считают в Госдуме. Однако защищать детей нужно не только от фейков, но и от общего влияния интернета. Как это сделать правильно и не развить у подростков еще больший интерес к деструктивному контенту — в материале «Ямал-Медиа».
Пришло время
С предложением научить школьников отличать фейки от правды выступила первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. С этой инициативой парламентарий обратилась к министру просвещения России Сергею Кравцову, сообщили «Известия».
По ее мнению, с начала спецоперации в Сети стало больше вбрасываемых фейков, цель которых — напугать, запутать людей, вызвать панику. Чтобы это остановить Лантратова предложила разработать специальные методички для школ. Для этого, по мнению парламентария, нужно привлечь «заинтересованные структуры», а также родителей школьников и представителей общественности.
Фото: Gorodenkoff/Shutterstock/Fotodom
Она отметила, что аналогичные программы для школьников уже практикуют в ряде стран на постсоветском пространстве — детей учат, например, выявлять в соцсетях сообщения, которые могут считаться пророссийскими.
«После применения таких методик школьники [в этих странах] реагируют на «кремлевский нарратив» и жалуются на него. Мы же должны научить детей отличать достоверную информацию от фейков», — подчеркнула Лантратова.
Не только защита от фейков
Для того, чтобы защитить детей от деструктивного контента и научить распознавать фейки необходимо вводить в школах уроки цифровой грамотности, заявил в беседе с «Ямал-Медиа» эксперт по кибербезопасности Евгений Лифшиц.
Эксперт напомнил, что в интернете можно наткнуться не только на фейки и деструктивную информацию, но и на призывы к суициду.
Я думаю, что нужно вести речь о цифровой гигиене. Это касается не только фейков, а вообще поведения в интернете. Детям нужно прививать с детства, что Сеть — это не доброжелательная среда, в которой есть не только фейки, но и другие опасности.
Евгений Лифшицэксперт по кибербезопасности
Фото: Gorodenkoff/Shutterstock/Fotodom
Лифшиц подчеркнул, что в Сети сейчас происходит хаос и назвал интернет повышенной зоной опасности. Он добавил, что мошенники и другие преступники, которые в том числе создают суицидальные группы находятся именно на просторах интернета.
«Говорить нужно не только об обучении и отсеивании информационного шума, но и информационной гигиене. Это не должно быть навязано, чтобы не было эффекта, когда, чем больше запрещаешь, тем больше это становится интересным. Нужно на профессиональном уровне объяснять, приводить примеры опасности, которые есть в интернете и так далее», — пояснил Лифшиц.
Когда вводить уроки
Секретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова заявила, что у учителей и так много методических рекомендаций, поэтому очередные новые «может никто и не прочитать». По ее словам, о информационной безопасности рассказывают на уроках информатики.
Помимо учителей, загружены в школах еще и дети. Лифшиц считает, что отдельных предметов по информационной грамотности вводить не стоит. Лучше проводить занятия на классных часах или уроках обществознания и ОБЖ. Однако, чтобы учитель стал компетентным в вопросах безопасности в Сети на это может уйти не один год, подчеркнул эксперт.
Фото: LightField Studios/Shutterstock/Fotodom
Аналогичным мнение поделилась и профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. «Медийную грамотность очень трудно встроить именно в изучение предметов», — сказала она.
Получение специальных компетенций, которые позволят человеку стать грамотным в информационном пространстве, — одна из главных задач в современном мире, не только в России.
Евгений Лифшицэксперт по кибербезопасности
Эксперт по кибербезопасности уверен, что разговоры с детьми о фейках и других опасностях в интернете нужно начинать с первого класса. «Любая физическая опасность сопоставима с опасностью информационной, которая сейчас есть», — заключил он.
Президент России Владимир Путин заявил, что особый характер россиян позволяет им распознавать фейки, которыми их пытаются дезинформировать украинские спецслужбы.
Самые актуальные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».