Найти тему
Маг с Таро

Стресс как катализатор роста. Уровни духовного развития. Темная ночь души.Часть 2.

В предыдущей статье, мы с вами узнали, что стресс непосредственно влияет на наступление позитивных изменений в жизни человека, поэтому бояться и бороться с ним не стоит, все-равно он никуда не денется.

Поэтому к стрессу можно только адаптироваться и тогда это сможет принести вам пользу, а не страдания и постоянную тревогу.

В этой статье мы начнем с теории позитивной дезинтеграции

Данная теория разработана польским психологом Казимежем Домбровским и рассматривает психологическое напряжение, как необходимость для личного роста.

Личность развивается в результате действия потенциала развития (ПР), но не все демонстрируют достаточный ПР, чтобы пройти через процесс умственного роста: положительный распад.

Опережающее развитие часто наблюдается у людей с сильным потенциалом развития.

Потенциал развития представляет собой совокупность генетических особенностей. Оно может быть положительным или отрицательным, оно может быть сильным или слабым. 

Если она сильная, то вклад среды минимален. Если ПР слаб, среда будет играть решающую роль.

В потенциал развития включены многие факторы, но выделяются три основных аспекта:

-2

1. Сверхвозбудимость. 

Наиболее очевидным аспектом потенциала развития является повышенная возбудимость, повышенное физиологическое восприятие стимулов в результате повышенной чувствительности нейронов.

Чем больше возбудимость, тем интенсивнее повседневный жизненный опыт.

Домбровский выделил пять форм: психомоторный, чувственный, воображаемый, интеллектуальный и эмоциональный.

Эти сверхвозбудимости, особенно последние три, часто заставляют человека более интенсивно переживать повседневную жизнь и более глубоко ощущать крайности жизненных радостей и печалей.

Домбровски изучал человеческие образцы и обнаружил, что повышенная возбудимость(чувствительность) была ключевой частью их развития и жизненного опыта. Эти люди управляются и движутся своим ценностным «рулем», своим эмоциональным опытом. 

Такие люди обладают мощным и многоуровневым восприятием мира.

2. Способности и таланты.

Второй аспект потенциала развития, конкретных способностей и талантов, как правило, служит уровню развития человека. 

Люди на более низких уровнях используют таланты для достижения эгоцентричных целей или для продвижения по социальной и корпоративной лестнице.

На более высоких уровнях конкретные таланты и способности становятся важной силой, поскольку они направляются иерархией ценностей человека на выражение и реализацию видения человеком своей идеальной личности и его взгляда на то, каким должен быть мир.

-3

3. Третий фактор.

Третий аспект потенциала развития, который просто называют «третьим фактором», — это стремление к индивидуальному росту и автономии.

Третий фактор имеет решающее значение, поскольку он задействует таланты и творческие способности человека для самостоятельного самовыражения, а во-вторых, он дает мотивацию стремиться к большему и пытаться представить и достичь целей, которые в настоящее время находятся за пределами нашего понимания.

Человек с достаточно высоким ПР обычно подвергается дезинтеграции, несмотря на любые внешние социальные или семейные усилия по предотвращению этого. 

Человек с очень низким ПР обычно не подвергается дезинтеграции (или положительному росту личности) даже в благоприятной среде.

Уровни интеграции, духовного развития:

1. Первичная интеграция.

На людей на этом уровне часто в первую очередь влияют факторы наследственности / импульсы или социальная среда.

Большинство людей на уровне 1 интегрированы на экзогенном или социальном уровне (Домбровски называл их обычными людьми); однако многие также демонстрируют оттенки как импульса, так и социализации.

Отмеченные эгоизмом и эгоцентризмом (как сдержанным, так и откровенным), люди первого уровня развития обычно стремятся к самореализации прежде всего, оправдывая свои стремления через своего рода мышление «это все обо мне»; или, проще говоря, они твёрдо придерживаются фразы «цель оправдывает средства», иногда игнорируя серьёзность «средств». Многие люди, которых считают «лидерами», часто попадают в эту категорию

Подавляющее большинство людей либо вообще не разрушают свою примитивную интеграцию, либо после относительно короткого периода дезинтеграции, обычно переживаемого в подростковом и раннем юношеском возрасте, они заканчивают реинтеграцией на прежнем уровне или частичной интеграцией некоторых их функций на несколько более высоких уровнях, без трансформации всей психической структуры.

Было предложено, что первичная интеграция в среднестатистическом человеке имеет определённую ценность из-за её стабильности и предсказуемости, и когда они сопровождаются добротой и доброй волей, могут представлять людей, которые могут обеспечить поддержку и стабильность тем, кто переживает распад(следующий уровень).

2. Одноуровневый распад.

Характерной чертой этого уровня является начальный, короткий и часто интенсивный кризис или серия кризисов. Кризисы стихийны и происходят только на одном уровне. 

Эти кризисы включают альтернативы, которые могут казаться разными, но в конечном итоге находятся на одном уровне.

Одноуровневый распад происходит во время кризисов развития, таких как половое созревание, в периоды трудностей в преодолении стрессовых внешних событий или в психологических и психопатологических состояниях, таких как нервозность и психоневроз.

Одноуровневая дезинтеграция состоит из процессов на едином структурном и эмоциональном уровне, на нем преобладают автоматические реакции с небольшим самосознанием и самоконтролем.

Конфликты(внутренние противоречия) на одном и том же уровне порождают амбициозность и амбивалентность(двойственность отношения и переживания к чему либо): человека в равной степени привлекают разные, но имеющие такую же важность выборы на одном и том же уровне, и он не может решить, что делать, потому что у него нет реальных предпочтений между вариантами.

-4

Если силы развития достаточно сильны, в конечном итоге человек оказывается втянутым в экзистенциальный кризис(состояние тревоги, чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования):его социальные доводы больше не учитывают его переживания, и нет альтернативных объяснений. На этом этапе преобладающей эмоцией является экзистенциальное отчаяние.

Разрешение этой фазы начинается с того, что индивидуально выбранные ценности начинают заменять социальные нравы(то, как нужно жить по мнению социума).

Эти новые ценности часто противоречат предыдущим социальным ценностям человека.

Для Домбровски эти кризисы представляют собой мощный потенциал для развития личности и психического здоровья.

Если использовать положительное определение, психическое здоровье отражает нечто большее, чем социальное соответствие: оно включает в себя тщательное личное изучение мира и своих ценностей, ведущее к развитию индивидуальной личности.

Уровень 2— это переходный период. Домбровски сказал, что вы либо отступаете (реинтеграция на более низком уровне), либо кончаете отрицательно, совершаете самоубийство или психоз, либо переходите на уровень 3.

Переход от Уровня 2 к Уровню 3 включает фундаментальный сдвиг, требующий феноменального количества энергии. 

Этот период — перекрёсток развития: отсюда нужно либо прогрессировать, либо отступать.

Борьба между тремя факторами Домбровского отражает этот переходный кризис: «Следую ли я своим инстинктам (первый фактор), своим учениям (второй фактор) или своему сердцу (третий фактор)» 

Ответ, связанный с развитием, состоит в том, чтобы преобразовать свои низшие инстинкты (автоматические реакции, такие как гнев) в положительную мотивацию, противостоять шаблонным и социальным ответам и прислушиваться к своему внутреннему ощущению того, что нужно делать.

Если говорить иначе об этом периоде, то существует такое понятие, как темная ночь души, это период полного духовного опустошения и тотального одиночества, когда человек чувствует себя полностью отделенным от Божественного.

Те, кто переживает Темную ночь, ощущают себя полностью потерянными, безнадежными, поглощенными меланхолией.

Прежние интересы на данном этапе для человека теряются, он перестает чувствовать радость от того, что его ранее волновало.

Возникает острая потребность вернуть что-то неосязаемое и вернуть давно забытое. Глубокая тоска по далекому месту или желание «вернуться домой».

-5

Основное различие между обычной депрессией и Темной ночи души заключается в том, что обычная депрессия обычно эгоцентрична, тогда как кризис Темной ночи духовный и носит философский характер. Депрессия проходит на фоне сожалений, обид и вопросов «За что мне это?», в то время как Темная ночь души сопровождается экзистенциальными размышлениями, такими как «Почему я здесь?» и «Какова моя цель?».

Настоящая Темная ночь души оставляет неизгладимое впечатление — она полностью преображает человека.

Когда вы выйдете из Темной ночи, вы обнаружите, что у вас всегда что-то отнимается (к лучшему), например, ваши убеждения, ваше восприятие, ваш прежний смысл жизни.

Остальные уровни развития рассмотрим в следующей части..