Найти тему

Как испытывали автомобили в Советском Союзе

Сегодня, чтобы получить допуск к эксплуатации на дорогах общего пользования, все автомобили новых моделей должны пройти строгую процедуру сертификации. Комплекс необходимых для этого ходовых испытаний проводится в условиях служебных дорог Центра испытаний НАМИ, который в просторечии частенько называют Дмитровским автополигоном. А как вопрос сертификации решался в Советском Союзе? Об этом сегодня и поговорим!

Органов сертификации в привычном для нас понимании в СССР не существовало. Чтобы стать серийным, любой новый автомобиль должен был получить от госкомиссии рекомендацию к постановке на производство. А для этого следовало выполнить определенную последовательность действий. Для начала – успешно пройти цикл заводских испытаний. Далее следовали государственные приемочные или междуведомственные испытания. По их завершении модель получала вожделенную рекомендацию или отправлялась госкомиссией на конструктивную доработку. И в этом случае далее предстоял цикл контрольных испытаний. На весь процесс редко уходило менее полутора-двух лет.

Испытания автомобиля ГАЗ-3102 «Волга» на автополигоне НАМИ в Московской области, 1980 г.
Испытания автомобиля ГАЗ-3102 «Волга» на автополигоне НАМИ в Московской области, 1980 г.

На излете существования СССР практически все означенные этапы испытаний чаще всего проводились на Дмитровском автополигоне и его филиалах – Южном (в Пскенте Узбекской ССР) и Северном (в Сусумане Магаданской области). В более ранние годы пробеговую часть программы испытаний автомобили выполняли на дорогах общего пользования. Для этого комиссией намечался кольцевой маршрут, охватывающий зоны с самыми разными дорожно-климатическими условиями. Машины старались прогнать по центральным районам РСФСР, по горным дорогам, обязательными были и испытания в жарком климате. По этой причине маршруты обязательно захватывали Среднюю Азию, Крым или Кавказ.

Колонна автомобилей ГАЗ-62 в дальнем испытательном пробеге на Северном Кавказе, 1959 г.
Колонна автомобилей ГАЗ-62 в дальнем испытательном пробеге на Северном Кавказе, 1959 г.

А как было в еще более ранние годы? Первые комплексы специальных дорог автополигона НАМИ заработали лишь в 1965-м, а до того момента абсолютно все этапы заводских, приемочных и контрольных испытаний выполнялись на дорогах общего пользования. Более того, в послевоенные годы, в силу жесточайшего дефицита времени, вся новая автомобильная техника вообще ставилась на производство до приемочных испытаний: строгому государственному экзамену подвергали уже первые серийные образцы!

Автомобили ГАЗ-12 ЗИМ во время Государственных испытаний, 1951 г.
Автомобили ГАЗ-12 ЗИМ во время Государственных испытаний, 1951 г.

В качестве примера можно привести историю испытаний автомобиля ГАЗ-51. Серийный выпуск этих машин велся с марта 1946 года, а госиспытания начались лишь в августе! Самым интересным их этапом стал дальний испытательный пробег, совершенный осенью по маршруту Москва – Харьков – Симферополь – Одесса – Киев – Минск – Москва – Горький. В нем приняли участие шесть новеньких серийных грузовиков ГАЗ-51 и еще один старый опытный образец, имевший к тому моменту наибольший пробег. Лишь примерно половина из пройденных 5,4 тыс. км пришлась на асфальтовые дороги (причем порой – совершенно разбитые, не восстановленные после войны). Еще 1,9 тыс. км колонне пришлось двигаться по булыжным и щебеночным шоссе, а около 900 км машины прошли по грунтовым дорогам различного состояния, причем зачастую – под проливными дождями. Весь путь занял 25 дней, включая неделю, потраченную на отдых и обслуживание автомобилей в дороге.

В 1978 году у ГАЗа появился собственный испытательный автополигон. Его построили близ деревни Березовая Пойма, в двух шагах от автотрассы Горький–Москва и лишь в получасе езды от автозавода. То есть в течение одного дня опытная машина могла приехать на полигон, совершить пробные заезды и при необходимости вернуться обратно на автозавод для доработки. Это позволило кардинально ускорить проведение заводских и доводочных испытаний.

Дизельный грузовик ГАЗ-4301 на автополигоне Горьковского автозавода, 1979 г.
Дизельный грузовик ГАЗ-4301 на автополигоне Горьковского автозавода, 1979 г.

На автополигоне ГАЗа созданы несколько типов дорог. Для движения на высоких скоростях служит  «бетонка» с 2-километровой прямой и двумя разворотными кольцами с профилированными поворотами. Для проведения ускоренных ресурсных испытаний или проверки эффективности работы подвески служит дорога неровного замощения, а попросту говоря – «булыжка». А также на полигоне есть тяжелая песчаная дорога для проверки проходимости полноприводных автомобилей. Через автополигон в Березовой Пойме прошли все автомобили, выпускаемые заводами Группы ГАЗ, и наличие подобного сооружения – большое конкурентное преимущество, позволяющее проводить доводку собственной техники с большей тщательностью и в самые короткие сроки!

Соболь, ГАЗель Бизнес и ГАЗель NEXT на автополигоне ГАЗа
Соболь, ГАЗель Бизнес и ГАЗель NEXT на автополигоне ГАЗа

За обновлениями в нашем Дзене удобно следить через канал в Telegram!