Сегодня открытие рубрики "Чёрно - белое кино". И сегодня пойдёт разговор о фильме Марлена Хуциева "Июльский дождь". Имя режиссёра может показаться странным и кто-то подумает, наверное, псевдоним. Нет, абсолютно настоящее имя, так называемый, акроним, состоящий из двух слогов: первый мар - означает - Маркс, второй - лен - означает Ленин. В итоге - Марлен, несколько непривычное для слуха, но в сочетании с фамилией Хуциев - это громкое имя в кинематографической среде. Да и вообще, - само по себе - громкое имя. Марлен Хуциев.
Не верите? "Весна на Заречной улице" - это Марлен Хуциев, "Два Фёдора" - это Марлен Хуциев, "Застава Ильича" - опять-таки - Марлен Хуциев. "Был месяц май" - тоже он. И, как мы сказали выше, "Июльский дождь".
На мой взгляд "Июльский дождь" - это лучшая работа Марлена Мартыновича. После этой фразы должен возникнуть резонный вопрос: о чём фильм? А ответ будет несколько странным: да, собственно, ни о чём.
Следующий не менее резонный вопрос: а в чём же тогда ценность картины? Ответ: давайте разбираться.
Давайте разбираться. И начнём с сюжета. Как выясняется, почти все жизненные сюжеты, которые художники (писатели, драматурги, режиссёры), отображают в своих работах, сводятся к отношениям Его и Её. Он и Она. Любовь. Такая сюжетная линия может развиваться в разных вариациях. Самая простая и самая неинтересная для кино, и самая желаемая для реальной жизни - это, когда они полюбили друг друга раз и навсегда и прожили долгую и счастливую жизнь. Happy End. Скажу вам прямо, друзья, такое развитие событий в реальной жизни большая редкость. Увы. Говорю, как человек, женатый третьи браком. А для успешного кино такой вариант, извините за грубое слово, не прокатит. Нужна драматургия. То есть, варианты: она его любила, он её нет, или, сначала они друг друга любили, потом появился кто-то третий и она его разлюбила. Или, он её всё жизнь любил, а она этого не замечала и т.д. Список можно продолжить, но он не будет слишком длинным.
Затем одну из вариаций сюжета (или нескольких сюжетных линий) помещают в какие-то условия и обстоятельства, дополняют деталями. В деталях, напомню, суть. И вот вам готовое кино. Как всё просто, не правда ли? Шутка. Всё очень сложно, особенно если речь идёт о чёрно-белом кино шестидесятых.
Сделаем из шестидесятых несколько шагов назад, - в 1956 год. Тогда на на экранах кинотеатров появился фильм "Весна на Заречной улице" режиссёра М. Хуциева о жизни обычных людей в промышленном городе. Картина имела успех, её с удовольствием можно смотреть и сегодня.
Женщины Советского Союза тогда полюбили актёра Николая Рыбникова, настолько он был хорош в этом фильме, а мужчины влюбились в Нину Иванову - он была неброско красивой, строгой и загадочной. Сюжет укладывается в рамки наших вариаций о любви и отношений мужчины и женщины. Самый простой - со счастливым исходом. Хотя в конце фильма на это счёт присутствует недосказанность, но сам исход на столько очевиден, а недосказанность настолько ясна, что поймёт даже школьник. Не говорю уже про битого жизнью замполита.
Прошло десять лет и появился "Ильский дождь".
И даже не верится, что оба этих фильма поставил один и тот же режиссёр. Это как два текста, написанные разными почерками. "Июльский дождь" - это работа с замашкой на киношную эстетичность и, отчасти, на высокий стиль.
Во-первых, действия происходят в Москве. Кстати, вы обратили внимание, что нашем кинематографе в большинстве случаев действия происходят в Москве. Во-вторых, герои уже не такие простые люди. Это повзрослевшая молодёжь, уже добившаяся определённого успеха, и планирующая данный успех развивать. Шестидесятники второй волны. Главный герой по имени Володя, например, пишет научный доклад. При этом понимая, что его руководитель, некто Шаповалов - такой благодушный негодяй и мошенник от науки, желает присвоить этот доклад себе. Ненавязчиво так, деловито, по-дружески, можно сказать. Володя с этим соглашается, понимая, что в дальнейшем так проще будет сделать карьеру. В Володиной компании неизменно присутствуют два человека: некто Владик (типичный представитель технической интеллигенции тех лет), всезнайка и, не то чтобы болтун, но человек который очень много говорит. В свою очередь ему хочется сказать даже в экран телевизора: "Братан, помолчи". Владика играл Александр Митта, который, потом, в 1979 голу сам поставит знаменитый "Экипаж". Второй персонаж из постоянных Володиных приятелей - это Алик, как он он оказался в их компании - непонятно. Вероятно, Алик тоже имеет отношение к научной среде, но об этом можно только догадываться. Алик несколько постарше. Если всем ребятам из их компании плюс-минус тридцать, то Алику ближе к сорока и он успел побывать на войне. Он отличается от всех: он вроде бы и вместе с ними, и вроде бы сам по себе. Жизнелюб, любитель женщин (но не бабник, заметьте), бард. Алика в фильме сыграл неповторимый Юрий Визбор. И сыграл превосходно.
Итак, условия и обстоятельства примерно понятны. Быстро пробежимся ещё раз. Москва, шумная компания взрослой молодёжи, научная среда. И вот в эти условия Марлен Хуциев помещает отношения Его и Её. И отношения эти не простые. Продолжаем разбираться.
Он - это всё тот же Володя, как мы уже поняли, молодой учёные, очень прогрессивный (сейчас бы сказали - продвинутый), уверенный в себе красавец- мужчина (роль исполняет Александр Белявский). Но, отметим для себя, к сожалению, Володя - начинающий конформист. И на этом поприще он будет набирать очки.
Она - Лена (актриса Евгения Уралова) - красивая, умная, успешная, современная, не зависимая, ей 27 лет.
Ничто не мешает им вступить в брак. Это была бы образцовая советская семья, её бы ставили в пример, у них родились бы хорошие умные дети. Но мы уже условились, что такой вариант развития событий хорош для реальной жизни, но отнюдь не для чёрно-белого кино.
Зато для чёрно-белого кино это была очень красивая пара, да ещё на фоне Москвы.
В "Июльском дожде" их отношения нельзя назвать страстной любовью. Это взаимная симпатия. Он уверен, что Лена никуда не денется, придёт время и он женится на ней. Она не спешит форсировать события, словно пытается разобраться до конца, какой же он на самом деле этот Володя. Уж слишком идеальным он выглядит. Так не бывает. Не бывает, не бывает! Не спорьте со мной. Не бывает хотя бы по тому, что наш мир несовершенен. В несовершенном мире не может быть идеального... Примерно так думает Лена, хотя в фильме ничего такого нет.
И Лена оказывается права. Она разочаровалась в своём мужчине, после того, как увидела его подхалимное отношение к своему руководителю Шаповалову на пикнике. А затем, он отдаёт свой научный доклад Шаповалову. Для неё такое оказалось неприемлемым.
К тому же она постоянно видит совершенно другую модель мужского поведения. А это Алик. Только кажется, что Алик её раздражает своей беззаботностью, тем, что каждый раз появляется с новой девушкой, постоянно поёт свои песни. Алик - это человек иного формата, он фронтовик, он смотрел смерти в глаза. А теперь он ценит жизнь, он ею наслаждается и он далёк от каких-то научных интриг. Для него это всё как-то мелко.
И вот на этом самом пикнике, а сцена пикника - это по сути кульминация фильма, так вот - на пикнике Лена просит Алика не петь свои песни. Ей словно больно от того, что в центре достойного внимания будет не её мужчина а этот Алик. Там всё очень тонко поставлено Марленом Хуциевым, не каждый разберётся, но бывшему замполиту эта задача по силам. И вот уже следующий выпад Лены в адрес Алика. После того, как неумолкающий никогда Владик рассказал историю о том, что какие-то ребята из Киева прививали себе яд кураре, Лена вдруг спрашивает у Алика, с некоторым вызовом, между прочим, словно проверяя его на прочность.
— А Вы когда-нибудь прививали себе яд кураре? Вы, Алик!?
— Я? Нет! Я не прививал себе яд кураре. Мне приходилось иметь дело с более приятными вещами. Например с сиренью. Однажды я пролежал четыре дня в кустах сирени…
— В сиреневом садочке!?
— Вот именно. Но вот только было одно маленькое неудобство. Вокруг были их танки. А впереди было наше минное поле. А сирень была крупная… вот такие грозди болтались в прицеле. С тех пор я не люблю запах сирени. А заодно и черёмухи...
После пикника Лена отказывается встречаться с Володей. Их отношения ещё какое-то время сохраняются, но затем происходит сцена, в которой Лена отказывается выходить замуж за Володю.
"Ах этой женской логики причуды...", - так пел А. Новиков.
Вот и вся история. Нет, была ещё финальная сцена, когда возле Большого театра происходит встреча однополчан, участников войны, они ещё совсем молодые. Алик среди них. Каким-то образом там оказывается Лена. Она проходит мимо группы, в которой находится Алик. Она его видит, он её нет. Он стоит возле одной из колонн портика. Она дважды оборачивается, чтобы посмотреть на него, при этом загадочно улыбаясь.
Кто-то скажет, а как же Женя? Да-да, тот Женя, который в самом начале фильма во время июльского дождя отдаёт в центре Москвы Лене свою непромокаемую куртку. Затем, на протяжении всего фильма рефреном звучат диалоги по телефону между Женей и Леной. Казалось, эти диалоги должны привести к определённым отношениям. И зритель этого ждёт. Но между ними ничего не происходит, только разговоры. Это деталь. Одна из деталей, о которых мы говорили в начале.
В "Июльском дожде" их много. На первом месте - это долгие планы чёрно-белой Москвы шестидесятых. Замечательной Москвы. Конечно, я не застал её (Москву) в шестидесятых, но в середине восьмидесятых он оставалась ещё чёрно-белой. Для провинциала это был город, словно перенесённый с другой планеты. Однажды я ночевал в Москве на скамейке прямо на улице под открытым небом, благо дело было в июле и не было июльского дождя. Ехал на метро на Киевский вокзал ночью, поезд остановился, сказали, что дальше не поедет. Я вышел наверх. Тёплая московская ночь, подозреваю это было где-то в районе Красной Пресни. Денег на такси не было, на гостиницу тоже. Романтика...
Но мы отвлеклись. Вернёмся к деталям. Марлен Хуциев, как архитектор, строящий в стиле ампир, а не добавить ли ещё немного лепнины на фасад? А добавлю. И вот минут пять зритель видит, как подъезжают автомобили иностранных делегаций на какой-то приём. Или, как по улицам Москвы в открытом грузовике везут лошадей. А начинается фильм под футбольный репортаж, мы слышим голос Николая Озерова и понимаем, что сейчас на Чемпионате мира по футболу в Англии играют бразильцы с португальцами и Эйсебио забивает, и нам ясно, что действие фильма происходят 19 июля 1966 года. И такая конкретика является небольшим ляпом. Так как дождя ни 19 ни 20 июля 1966 года в Москве не было. А было очень жарко. Это в век Интернета легко проверить. Но простим эту погрешность. Её перекроет другая деталь, когда Лена просыпается по будильнику и встаёт и зритель видит обнажённую спину и чуть-чуть грудь (это в шестьдесят-то шестом году). По силе эротизма эта невинная по сегодняшним меркам сцена, гораздо сильней самой разнузданной и откровенной сцены нашего времени. Ещё есть долгие планы с берёзовой рощей. Печальный майор (наверно, тоже замполит), который приехал на похороны отца Лены.
И опять Москва, и опять люди, которые куда-то идут, не имея никакого отношения к "Июльскому дождю".
На этом остановлюсь. Боюсь утомить и отпугнуть от следующего материала, который обещает быть очень интересным.
Всем удачи! Смотрите "Июльский дождь". Наслаждайтесь чёрно-белой эстетикой.
Ваш, Книжный Шкаф