Найти тему
Design Chat

Союз спасения: творческое объединение IMMI

Творческое объединение IMMI — союз двух художниц, Марианны Чайкиной и Ирины Ковалевской. Художниц очень разных стилистически, но объединенных общим пониманием прекрасного и целью: сделать мир лучше и гармоничнее с помощью искусства.

Ирина Ковалевская, «Она» (2019).
Ирина Ковалевская, «Она» (2019).

Летний день на юге, море и небо сливаются в сизой дымке, солнечные блики замерли на листве живой изгороди. Силуэт: женщина в широкополой шляпе, голое плечо в тени, в руке — сигарета. Она смотрит на море, и мы знаем: сейчас произойдет что-то важное, будет принято какое-то решение. На ум приходят детективы Агаты Кристи, французские кинодрамы 1960-х, постеры ар-деко. Такая простая, казалось бы, вещь, а смотреть на неё хочется бесконечно. Это — работа Ирины Ковалевской «Она» (2019).

Летний день на юге, неба почти не видно, оно — только тонкие яркие полоски между лентами пальмовой листвы. Теплый ствол дерева уходит ввысь, рябит рисунок коры, связки плодов грузно нависают среди листвы. Всё в движении — свет и воздух: видно, что день ветреный. И та же пальма, но ночью. Загадочная, синеватая, молчаливая. Сизое небо светится из-за переплетения листьев. Два колорита, два состояния, возможно, две фазы жизни — конечно, это импрессионизм, но дело не в стилистике. Эти два таких похожих и таких разных дерева заставляют рассматривать себя, и ДУМАТЬ. Это — диптих Марианны Чайкиной «Пальма. Утро» и «Пальма. Вечер» (2019).

Марианна Чайкина, «Пальма. Утро» (2019).
Марианна Чайкина, «Пальма. Утро» (2019).
Марианна Чайкина, «Пальма. Вечер» (2019).
Марианна Чайкина, «Пальма. Вечер» (2019).

Ирина Ковалевская и Марианна Чайкина — это творческое объединение IMMI (I aM Marianna & Irina). Союз двух художниц, которые работают в абсолютно разных стилях, но при этом работают вместе, и очень давно. Изначально они были частью чуть более широкого союза, творческого объединения «XOLST». С 2011 года группа московских художников, в которую входили и Марианна с Ириной, путешествовали по России и миру, занимались в основном пленэрной живописью, участвовали во множестве выставок. Путешествия и работа с разной натурой помогали творчески сравнивать и осмысливать графичную Москву и яркость южных пейзажей, сопровождались напряженной художественной жизнью с изучением локальных традиций — в музеях и студиях местных мастеров. А еще это сопровождалось с внутренним ростом: работая изначально над одними и теми же сюжетами в одной и той же традиции русского импрессионизма, художницы заметили, что интереснее всего им «находить различия в движениях кисти, эмоциях и интерпретации одних и тех же моментов». Так постепенно взаимодействие Ирины и Марианны стало глубже, вышло на новый уровень и превратилось в союз притянувшихся противоположностей.

Ирина Ковалевская, «Спортсменки» (2020).
Ирина Ковалевская, «Спортсменки» (2020).
Марианна Чайкина, «Палитра. После» (2017).
Марианна Чайкина, «Палитра. После» (2017).
Ирина Ковалевская, «Ницца» (2020).
Ирина Ковалевская, «Ницца» (2020).
Марианна Чайкина, «Лес», триптих (2022).
Марианна Чайкина, «Лес», триптих (2022).

У Ирины и Марианны очень разные характеры и очень разная манера живописи. Они похожи на девушек из старинной сказки «Беляночка и Розочка»: сдержанная блондинка и темпераментная брюнетка. В живописи, однако, роли меняются: работы Ирины очень экспрессивны, насыщены цветом, фактурны, в них есть некоторая визуальная дерзость. Подобно играющим в теннис девушкам, которых она часто пишет, работы Ирины сначала наносят визуальный удар, ошарашивают — и заставляют вернуться к себе, чтобы увидеть скрытые смыслы. Работы Марианны импрессионистичны, и с цветом она работает на нюансах, любит нестандарные ракурсы и сюжеты — чего стоит, например, её «Портрет капусты». Её работы гипнотизируют зрителя, приковывают к себе, и заставляют вглядываться, пока смысл не станет частью чувственного опыта.

Ирина Ковалевская, «Ответный удар» (2021).
Ирина Ковалевская, «Ответный удар» (2021).
Марианна Чайкина, «Портрет капусты» (2021).
Марианна Чайкина, «Портрет капусты» (2021).

Творческий метод IMMI построен на диалоге двух художников. Еще с пленэрного опыта они поняли, насколько разными получаются изображения одной и той же натуры — и осознали, насколько различия в видении и языках воспроизведения дополняют и обогащают друг друга. Они буквально смотрят на вещи с разных сторон, и изображаемые ими явления становятся объемнее, полнее и многограннее. Это не значит, что художницы всегда во всём согласны — естественно, у них бывают творческие разногласия. Но, по словам Марианны, их объединяет «стремление к изображению красоты — наслаждение лучшими мгновениями отрезка времени. Мы говорим на одном художественном языке, у нас есть внутренняя общность в постижении гармонии».

Ирина Ковалевская, «Неудержимая» (2021).
Ирина Ковалевская, «Неудержимая» (2021).
Марианна Чайкина, «Цветные бутылки» (2022).
Марианна Чайкина, «Цветные бутылки» (2022).

Ирина и Марианна — не просто художницы. Важную роль в их работе играет философия, осмысление искусства и его роли в мире. В отличие от многих мастеров современного искусства, они не стесняются использовать в своем подходе к работе категорию «красоты». Современное искусство может себе позволить быть красивым, утверждают они каждой работой. И эта эстетичность позволит искусству произвести впечатление на неофита — вовлечет его в процесс постижения искусства, станет ключом к внутреннему росту, разовьет глаз и душу.

Ирина Ковалевская, «Вечный бой» (2022).
Ирина Ковалевская, «Вечный бой» (2022).
Марианна Чайкина, «Персики. Часть 2» (2019).
Марианна Чайкина, «Персики. Часть 2» (2019).

По такому же принципу художницы подходят и к своим сюжетам. Обе любят эксперименты, любят обратить внимание на какую-то идею или ракурс и заняться их художественным изучением. Но принцип «отбора» всегда — позитивность мышления и мировоззрения. Они называют это «экологичностью творчества», методом формирования благоприятной среды обитания человека. «Не засорять ментальное пространство, не воспроизводить душевный негатив, слышать музыку в каплях дождя, видеть перспективу в пелене тумана, находить луч солнца среди туч, включать воображение, пробуждать позитивные мысли и инициировать добрые дела — только так можно сделать уютным этот стремительно меняющийся мир», — комментируют художницы.

Ирина Ковалевская, «В мерцании светил. Марокко» (2021).
Ирина Ковалевская, «В мерцании светил. Марокко» (2021).
Марианна Чайкина, «Взмывая ввысь» (2017).
Марианна Чайкина, «Взмывая ввысь» (2017).

Эксперименты Ирины и Марианны разнообразны, работы реально круты, и лучше их не описывать, а видеть, как надо видеть цвет «синий мажорель», который внезапно объединяет русский диптих Марианны «Взмывая ввысь» (2017) и марокканскую картину Ирины «В мерцании светил. Марокко» (2021). Изучить их работы можно в галерее MASTERSKAYA в Чертольском переулке — это прекрасное пространство, где художницы и работают, и выставляют написанное, и проводят творческие вечера и встречи. Галерея эта похожа на жилое пространство — камин, диваны, рояль. И особое удовольствие — наблюдать, как работы художниц формируют настроение в каждом помещении, и как меняется интонация пространства, если меняются картины.

Ирина Ковалевская, «Жар тела» (2019).
Ирина Ковалевская, «Жар тела» (2019).
Ирина Ковалевская, «Не ведая преград» (2018).
Ирина Ковалевская, «Не ведая преград» (2018).
Ирина Ковалевская, «Два глинтвейна, пожалуйста» (2018).
Ирина Ковалевская, «Два глинтвейна, пожалуйста» (2018).

Об этом — о значении искусства в формировании интерьера — часто говорит Ирина. «Я знаю много обеспеченных людей, и меня поражает, как часто у них в роскошно обставленном доме на стенах не висит либо ничего, либо нечто невразумительное. Но ведь искусство способно полностью создать интерьер, и изменить его. Конечно, если это не просто цветовое пятно, а нечто значимое для человека — говорящее с ним, — объясняет Ирина. — Поэтому перед нами с Марианной никогда не стоит вопрос «продать, чтобы купили». Картина должна найти своего человека, пробудить в нем чувство, стать частью его жизни».

Марианна Чайкина, «Отражение I» (2019).
Марианна Чайкина, «Отражение I» (2019).
Марианна Чайкина, «Отражение II» (2019).
Марианна Чайкина, «Отражение II» (2019).
Марианна Чайкина, «Отражение III» (2019).
Марианна Чайкина, «Отражение III» (2019).

Я, надо сказать, полностью с ней согласна: я тоже считаю, что искусство должно говорить с человеком, иначе оно не имеет смысла. Именно поэтому я настороженно отношусь к так называемому «инвестиционному искусству». Какой смысл покупать картину, если ты собрался её потом продавать? Как можно продать нечто любимое, если оно выросло в цене? Как можно формировать дом вещами, с которыми ты планируешь расстаться? И я скажу вот что: я отлично представляю себе интерьеры, фокусом которых станут работы Ирины и Марианны. И точно знаю, что с их работами людям расставаться не захочется.

Ирина Ковалевская, «Куст гортензий» (2022).
Ирина Ковалевская, «Куст гортензий» (2022).
Марианна Чайкина, «Агапантус» (2019).
Марианна Чайкина, «Агапантус» (2019).
Ирина Ковалевская, «Пион. Танец стихий» (2022).
Ирина Ковалевская, «Пион. Танец стихий» (2022).
Марианна Чайкина, «Кольраби и другие» (2021).
Марианна Чайкина, «Кольраби и другие» (2021).
Ирина Ковалевская, «Ланч в Вильфранше» (2017).
Ирина Ковалевская, «Ланч в Вильфранше» (2017).
Марианна Чайкина, «Вильфранш утром» (2015).
Марианна Чайкина, «Вильфранш утром» (2015).
Ирина Ковалевская, «Персики и флоксы» (2021).
Ирина Ковалевская, «Персики и флоксы» (2021).
Марианна Чайкина, «Хурма» (2020).
Марианна Чайкина, «Хурма» (2020).