145,6K подписчиков

Конь ретивый

16K прочитали
источник kartinkin.net
источник kartinkin.net


Краткий добрый рассказ частично основан на реальных событиях.

1918 год. Зима.

Аленка в бешенном ритме вязала носки да рукавицы. Она, да еще и другие бабы, чьи мужья на фрoнте в гражданской, не покладая рук работали. Она знала что в такую суровую зиму казакам не сладко..
Ее отец, кубанский казак вступил в добровольческую aрмию донских казаков. Всячески измудрялись казачки отправить своим родным весточку из дому, либо теплые вещи - в основном передавали через тех, кто проходил через станицу. Обратную связь они тоже имели - недавно один из хлопцев шел на побывку домой и привез в станицу десятки писем. Аленка улыбнулась, вспомнив, как расхватывали бабы те послания.

- Аленка, козу подои!- в хату вошла Евдокия.

- Успеется, несколько рядов осталось. Вдруг кто из хлопцев будет проходить, так я пять пар носков передам.

- Все о батьке своем печешься, - усмехнулась Евдокия. - Ну-ну...

- А вы? Вы ведь супруга его, неужели душа не болит?

-Болит, еще как болит от того, что я тут с двумя дитятками осталась, да с падчерицей своевольной, пока он там попросту шашкой размахивает. Говорила я батьке твоему - пустое все это.. Прими как есть, нет, заартачился, казак он, мол, вольный и царю, Богу и Отечеству на верность присягал. А где царь-то? Нетуть царя, отрекся он от престола. Поди знай, что его ждет..!

-Император жив! И есть Бог и Отечество... - возразила Аленка. - И пока отец там, я буду помогать ему в меру сил.

-Лучше бы он дома сидел, тьфу... носится со своим Отечеством как с писаной торбой, а мне кто поможет, а обо мне кто подумает? - она швырнула кочергу и выскочила из хаты.

Аленка в очередной раз подивилась как отца угораздило жениться на этой ведьме. Других слов она не могла для нее подобрать. Отца Евдокия не любила, она была последним ребенком в большой семье, многие поразъехались, семьи создали. Осталось два брата и она. И когда брат Евдокии привел жену, Дуся поняла - надо выходить замуж, а то из нее няньку сделают. А тут сосед-вдовец...Ну и пусть у него дочь пятилетняя, так оттого и лучше - подрастет, будет нянькой для их будущих детей и помощницей в доме. Окрутила она Петра, завалила заботой и лаской и тот поддался ее чарам, обвенчались они в храме... Евдокия была приветлива с падчерицей, ласкова до приторности, а как сыночка первого родила, так бабу будто подменили.
Аленка росла как с мачехой из сказок и только в присутствии Петра та вела себя более-менее смирно. Потом и второй ребенок родился, Аленка и вовсе стала забывать что значит с подружками гулять да без малышни на санках кататься.

В прошлом году, когда началась гражданская и иже с ними события, Аленке исполнилось 16 лет. Запрягая своего верного коня Гордого, отец шепнул дочери:

-Дунька обижать начнет, не тушуйся - она не любит слабых. Коли силу и ум покажешь, враз на место поставишь. Не позволяй ей понукать собой, знай, ты мой первенец, ты моя единственная дочь и все, чего я хочу - это счастье для тебя. Вот вернусь я, замуж выдам тебя. Да хоть за Семена.

-Не хочу за Семена.. - улыбнулась Аленка.

-Чем же он не люб тебе? Гарный хлопец, удалой, сильный, смелый. А самое главное, - он подмигнул, - сирота. Считай, свекрови не будет у тебя. Хата своя, хозяйство. Выдаст сестру замуж и считай, единоличной хозяйкой в доме будешь.

-Но старше он меня..

-Иии, милая. Да разве же восемь годков так уж большая разница? Я твою маму на тринадцать лет был старше.. - при воспоминании о первой супруге Петр помрачнел. - Коли не забрала бы ее легочная болезнь, так и жили бы мы с ней в мире и в ладу. Ошибся я с Евдокией, но что уж теперь.. Главное, ты не позволяй с собой плохо обращаться.

-Я обещаю, папа, а ты пообещай, что сбережешь себя.

И вот уже год как отца нет в доме, Евдокия пытается Аленкой помыкать, но та помнила наказ отца и не позволяла собой командовать. А Евдокия поворчит-поворчит, да отстанет.

Довязывая последний носок, Аленка сложила вязание и встала, поправляя юбку. Во дворе слышался гам младших братьев и ворчание Евдокии. Взяв ведро, она решила было пойти в сарай, но тут ее внимание привлекло ржание коня и голоса мужчин. Сердце Аленки бешено застучало...Не Гордый ли это?

Стремглав она выскочила из дома и понеслась к калитке, где уже стояла Евдокия заламывая руки. Алена оглядела прибывших - Гордого под уздцы держит Семен, склонив голову и сжимая в руке головной убор. Казаки стоят со скорбными лицами, кто-то подошел, прихрамывая, к Евдокии и произнес:

-При отступлении... Шли на Кубань, но поддержки получили мало.. Мало кто захотел с новой властью тягаться...А Петр храбрым был, и с честью, как герой.. Мы привезли его на родную землю.

Аленка переводила взгляд с казака на телегу, в которую запрягли Гордого и вскоре все поняла. Ее отчаянный крик стоял еще долго в ушах соседей.

Вечером конь, порвав привязь, подошел к дому и встал у окна, сквозь которое при освещенной лампаде был виден покойный.
Всю длинную ночь он так и простоял, глядя в стекла, Аленка подивилась этому - ну будто человек прощается с лучшим другом. Накинув ему попону, так как был холодный февраль, Аленка сама не могла сомкнуть глаз..

Утром Евдокия вновь привязала коня, кляня его и ругая на чем свет стоит, потому что он пытался сопротивляться. Аленка еле смогла его успокоить.

На похоронах она едва держалась, рядом стоял Семен и не давал ей упасть на землю. Евдокия картинно заламывала руки и кричала:

-На кого же нас остави-и-и-л, корми-и-и-лец.. Как же я одна с тремя-то детками буду-у-у! Ой как любила я тебя-я-я-я!

Все по очереди прощались со славным казаком и вдруг раздалось ржание - к погосту приближался конь. Он вновь отвязался и без сопровождения пришел к тому месту, где прощались с его хозяином.
Гордый встал у вырытой ямы и фыркал. Все замерли в ожидании.

-Опускайте, пора закапывать.

Пока казаки работали лопатами, Семен вдруг указал рукой на коня.

-Посмотрите, хлопцы.. Он что.. Плачет?

В изумлении все уставились на коня - по его лошадиной морде текли самые настоящие крупные слезы. Глядя как конь переживает утрату своего всадника, даже самые крепкие мужчины заплакали.

Аленка ушла последней с погоста, а позади нее шел и шумно вздызал верный конь ее отца.

***

- Слышь, Аленка... Коня нужно на мясо пустить.

-Чего? - изумилась девушка.

- А того... Что толку от него? Жрет мало, исхудал, того и гляди сам окочурится, что тогда? А так хоть мясо будет. Все равно на нем ни поработать, ни в телегу запречь. Вчерась меня лягнуть пытался, едва увернулась. Только ты его накормить и можешь, только с твоих рук все ест и пьет. А по мне он просто нахлебник.- Ворчала Евдокия.

-Я не отдам Гордого! Он поправится, отойдет, вот увидите...

-Три месяца уже, сколько ждать можно? Я по твоему отцу столько не убивалась, сколько эта кляча.

Аленка вышла из дома и направилась к Семену - тот не вернулся на фрoнт, после похорон заболел, а потом и вовсе нужды не стало... Не к кому было возвращаться. И царя уже не было в живых...

-Семен, - она постучала в окна.

-Аленка? Чего ты здесь делаешь?

-Выйди, дело есть.

Аленка уселась на лавку у хаты и подивилась чистоте двора Семена - сестра его месяц назад замуж вышла и уехала в соседнюю станицу, живет парень один, неужто сам убирает?...

- Ты изволила обратить на меня внимание? Или решила батькин наказ исполнить?

-Вот год пройдет, тогда и поговорим. Рано еще о свадьбе думать.. Семен, я вот по какому поводу... Ты с Гордым умеешь обращаться?

-Да он только меня да твоего отца слушал, - усмехнулся Семен. - С характером коняка..

-Забери его на время к себе. Ты ведь знаешь, тоскует он и болеет, а Евдокия злобствует, на мясо его пустить хочет. А я не могу допустить этого.

-Как на мясо? Батькиного коня? Да она ополоумела? - удивился Семен.

-Только ты помочь можешь...

Семен пошел вместе с Аленкой к ее двору, там уже Евдокия стояла с соседом и обсуждала Гордого, договариваясь о цене.

-Ляху заберешь...

-И шкуру..

-Ограбить меня решил? - уперла руки в боки Евдокия. - Побойся Бога.

-Это ты, Дунька, Бога не боишься...

-Что здесь происходит? - Алена и Семен вошли во двор.

-То, о чем я тебе давеча говорила..

-Я его забираю, - тоном, не терпящим возражения, сказал Семен.

-Ишь, чего удумал, забирает он. Не отдам за просто так - покупай! Али думаешь, добром разбазариваться стану?

-Что ты хочешь за него?

Евдокия встала и прищурила глаз, она боялась прогадать - назовешь хорошую цену, скажет, что кляча худая и неработоспособная. А мало - вдруг продешевишь..

Семен понял ее колебания и отозвал Евдокию в сторонку. Они о чем-то шептались, поглядывая на Аленку, в конце концов Семен подошел к сараю и вскоре вывел под уздцы Гордого. Тот шел за ним, понурив голову и фыркал. Семен ласково что-то ему нашептывал, удаляясь по улице.
Аленка пожала плечами. Интересно, что же захотела эта алчная баба?

Ранним утром Аленка проснулась и вышла из комнаты и вдруг ее глаза наткнулись на узлы.

-Что это? - удивленно спросила она.

-Вещи твои и приданое, - ухмыляясь ответила Евдокия.

-Ты меня из дома выгоняешь? Не бывать тому - это дом моего отца, значит и мой! - топнула ногой Аленка.

-К мужу жить пойдешь, к Семену...

-Но..

-Никаких но.. А вот и жених пожаловал. - Они обе услышали шум во дворе.

Семен вошел в хату и поздоровался.

-Это что, шутки? - спросила она его.

-Нет, это не шутки. Ты идешь со мной.

- Я никуда не пойду! Я вам не вещь какая-то и не коза, чтобы меня насильно уводить со двора!

-Ну тогда я Гордого заберу назад и сделаю из него колбасу.- Насмешливо произнесла Евдокия.

-Ты... Вы.. - она пораженно уставилась на них. - Это что, условие вашей сделки? Да пошли вы!

Она выскочила и Семен за ней. Догнав ее, парень ухватил за локоть.

-Аленка.. Рано или поздно мы поженимся, так хотел твой отец. Неужто ты его волю не исполнишь?

-А если нет?

-Эта алчная баба заломила цену такую, что мне за полгода не рассчитаться. Но предложила другое условие - я забираю тебя и увожу в свой дом.

-Но чем же я ей мешаю? Мне казалось, что она наоборот нуждается во мне, ведь я по хозяйству помогаю.

-Любовь у нее случилась со Степкой, а тому жить негде, вот и решила баба тебя с глаз долой, а мужа привести в вашу хату.

-Я не позволю! - дернулась Аленка.

-И что ты сделаешь? Вернешься в хату? Да она отцовского верного коня на колбасу, а тебя поедом есть будет, да и Степку рано или поздно в дом приведет, а тот до баб охоч..

-Но мне все это неприятно!

-А я понимаю тебя, прекрасно понимаю. И не собираюсь тебя обижать. Поживешь у меня, но чтобы люди не осуждали, пожениться нам придется. Будем жить как брат и сестра если захочешь. Я слово казака тебе даю!

Аленка замолчала, она представила, что будет если Гордого, верного коня ее отца пустят под нож, а Евдокия тем временем начнет срываться на ней, а если и правда Степана в дом приведет? А с другой стороны Семен... Рано или поздно она выполнит наказ отца, но не хотела она чтобы так быстро все происходило. Она еще в трауре... Но все же так будет лучше.


***

- Гордый, как ты? - она подкинула ему солому и поставила два ведра с водой. Тот немного пожевал и попил воды, а потом отвернул морду и фыркнул.

- Не знаю как помочь ему, возможно, нужно время... - Семен потрепал его по гриве. - Аленка.. Завтра свадьба у нас, ты готова? - он взял ее за руку и поцеловал в щеку.

- Семен.. Ты обещал.

-Любовь моя, я готов ждать сколько угодно...

Услышав ласковые речи Семена и нежный голос дочери своего хозяина, Гордый повернул к ним голову и заржал, как им показалось, радостно.

- Что это? Что с ним? - Аленка протянула коню немного сахара и тот с благодарностью его принял.

-Хм... Он два дня не брал у меня из рук сахар. Слушай, может быть я преувеличиваю, может мне показалось, но сейчас он кажется рад за нас. А давай проверим..

Он вывел коня во двор и отпустил, Гордый начал скакать кругами, время от времени подбегая к ним и давая погладить морду.

-Он ожил! Он перестал тосковать! - воскликнула Аленка.

-Значит он и правда все понимает и сейчас рад за нас..

На следующий день они поженились, во дворе играли скромную свадьбу и под радостные возгласы раздавалось ржание коня, который был привязан у колодца.

После свадьбы конь будто бы и правда излечился от тоски, вновь начал есть хорошо и пасся в поле.

Семен сдержал свое слово и только через несколько месяцев Аленка сама пришла к нему. Она этого хотела, она и правда полюбила того, кого избрал для нее отец. Она полюбила того, который спас коня от верной погибели. И то, как сейчас Гордый встречает их радостным ржанием, говорит о том, что они все сделали правильно, что это судьба...
Конь прослужил их семье до самой кончины, успев покатать на своей спине внуков своего покойного и любимого хозяина.


Спасибо за то, что прочитали мой краткий рассказ.

Просьба к тем, кто будет копировать мои публикации, помнить о защите авторских прав и указывать первоисточник с ссылкой на канал. В противном случае автор оставляет за собой право защищать свои интересы.P.S Размещение публикации на сторонних ресурсах должно происходить через несколько дней после выхода, чтобы не допустить блокировки канала на Дзен.


Я не всегда успеваю ответить на комментарии, но я благодарна каждому моему подписчику за то, что вы есть!!! За то, что вы меня читаете!❤❤❤Другие рассказы можно найти в НАВИГАЦИЯ ПО КАНАЛУ