Найти в Дзене
Libertà

СЛАДКАЯ ЖЕНЩИНА. СЧАСТЬЕ В ПОНИМАНИИ АННЫ ДОБРОХОТОВОЙ

кадр из фильма "Сладкая женщина"
кадр из фильма "Сладкая женщина"

Режиссер В. Фетин, киностудия Ленфильм, 1977 год. Фильм снят по одноименной повести И. Велембовской.

Анна Доброхотова - Н. Гундарева, Николай Кушаков, муж Анны - П. Вельяминов, Тихон - О. Янковский, мать Анны - Р. Маркова

Глядя на героиню фильма, я вспоминаю слова героя А.П. Чехова из пьесы-шутки «Медведь», сказавшего о женщинах: «А заглянешь в душу - обыкновеннейший крокодил».

кадр из фильма
кадр из фильма

Свой жизненный принцип Нюра озвучила, обращаясь к матери: «В жизни, мама, выгодно казаться хорошей». С этим двойным стандартом она и живет, стараясь выглядеть хорошей, но не испытывая теплых чувств ни к кому.

У Анны своеобразное понимание счастья. Казалось бы, ее требования к жизни просты и понятны. Она хочет жить комфортно, в удобной квартире, чтобы рядом был муж, чтобы на работе ее уважали.

кадр из фильма
кадр из фильма

Никаких возражений, даже напротив, поддержу желание героини иметь комфортное проживание и необходимые вещи, не переживать из-за того что сложно приобрести холодильник, мебель, или сумочку нужного цвета несмотря на наличие средств.

Все вполне нормально, но в этом наборе составляющих счастья отсутствует любовь. Нюра не умела любить, не знала что это такое и не стремилась узнать. В том месте, где у людей располагается это чувство, у нее была пустота.

И это было бы терпимо, если бы не желание этой женщины непременно иметь семью. Не от потребности любить и быть любимой, а потому что надо, чтоб было как у всех, чтобы имелся полный комплект вещей, необходимых для полноты счастья в понимании Анны. Муж в этом случае тоже считается вещью, деталью семьи.

Анна не любила ни свою мать, ни супруга Николая, ни сына Юру. Ребенка воспитывала сначала одна бабушка, потом другая. Еще позже он перешел в руки отчима, который, к счастью, относился к мальчику как к родному.

кадр из фильма
кадр из фильма

Мать воспитала ее саму и три года держала у себя в деревне внука Юрика. Когда состарилась и намекнула дочери о том что ей стало трудно жить одной, Анна не взяла ее к себе потому что «самим тесно». Перевезя мать в город, она ухудшила бы свою жизнь, а это никогда не входило в планы Нюры Доброхотовой.

Получая от всех тепло и заботу, героиня Н. Гундаревой не отдавала их никому, ее антенна работала только на прием. Внешне все выглядело вполне прилично: красивая, заботливая женщина работает, выполняет свои обязанности по дому...  но не переживает ни о ком из своих близких.

кадр из фильма
кадр из фильма

Все они нужны Анне для выполнений функций, которые она на них возложила - старушка мать воспитывает сына, благодаря мужу Анна получила статус замужней женщины, квартиру. Маленький сын ей вообще не был нужен поскольку с него нечего взять, о нем самом надо думать, как бы его куда спихнуть.

Вот взрослый Юра может понадобиться потому что он должен подарки возить и заботиться о матери.

Анне никогда не приходила в голову мысль о том, что она делает что-то не так. Неспособность героини анализировать свои поступки бьет наповал, как и ее абсолютная бездуховность. Доброхотова ничего не читает, у нее нет желания учиться, развиваться, поскольку для ее понимания хорошей жизни это не требуется.

кадр из фильма
кадр из фильма

После вечера поэзии она помнит лишь то, как была одета поэтесса. Ей нравится пьеса, в которой все понятно и не надо думать, поскольку деньги она платит не за то чтобы мозги включать, а чтобы ей спели и сплясали. Так и хочется посоветовать Анне ходить только в цирк, но ей опять же требуется статус женщины, которая и по театрам ходит.

Вполне логичным выглядит то что героиня постепенно теряет всех, кто был с ней рядом.  И опять же не видно никаких страданий - приехав помянуть мать, Анна думает лишь о том как повыгоднее продать дом и вещи.

После ухода мужа плачет, приписывая ему несуществующие пороки. Себя она не винит ни в чем, даже в том что не смогла по-человечески встретить сына.

кадр из фильма
кадр из фильма

Логичны и отношения Нюры с Тихоном, еще более жестким человеком, чем она сама. Тихон быстро понял сущность своей подруги, но не отошел от нее сразу. Ему нравилось обличать и унижать Анну, поскольку сам в своей жизни потерял всех благодаря себе, своему характеру.

Несмотря на то, что «награда нашла героя», в нашем случае Анну, в конце фильма мне ее всё-таки жаль. Она родилась не в свое время, мне кажется что сегодня Доброхотова была бы более счастлива, не причиняя столько страданий близким. В конце концов понимание счастья у каждого человека свое. Но я не хотела бы иметь рядом с собой такого человека, как Анна даже в качестве соседки.