Мало, кто из родителей умеет сохранить хороший контакт с ребёнком, когда тот проходит возрастной отрезок от 14 до 17 лет. Проблема общения с детьми в этом возрасте не нова. Вот что писал Сократ за 400 лет до нашей эры:
«Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…». Всё то же самое… ну, или почти то же самое и сейчас.
Какими бы мудрыми мы не были с ними, дети это будут оценивать с трудом. Радикальные детские психологи и некоторые публичные люди, например, журналист и писатель Андрей Максимов, придерживаются мнения, что детей в этом возрасте вообще нужно оставить в покое, не указывать им и не учить их, а дать самим искать дорогу в жизни. На том основании, что они такие же люди, как и мы, а не манекены для родительских экспериментов.
Я во многом согласен с Максимовым, но имею и возражения. Попробую (заочно) подискутировать с ним в этой статье, подготовленной по материалам его выступления на тему «Как не стать врагом своему ребёнку». Итак, далее идут мысли Максимова, свои комментарии буду размещать курсивом.
🔵 🔵 🔵
Каторга и воспитание
Нынешняя школа – это каторга. Дети там не учатся ничему, дети там проходят каторгу. Системы образования у нас нет и педагогика перешла из школы в семью.
В школах педагогов-новаторов нет. В 60-70-80-х годах писались огромные статьи о таких педагогах, сейчас же таких материалов нет, потому что не о ком писать.
Вот, что ещё происходит в образовании – помимо отсутствия системы образования – полное исключение воспитательного процесса, формализм и внедрение коммерческого подхода (образование – услуга). Наконец, засилье некомпетентных учителей, приходящих в образование не по зову сердца, а по необходимости: больше никуда пристроиться не смогли.
Главное в отношениях в семьях к детям – презрение. Большинство родителей так и строят отношения с детьми. Сколько среди нас счастливых людей? Немного, правда? Тогда чему мы будем учить детей? Своему несчастью?
Мы делаем с детьми то, чего не любим, когда делают с нами: мы их воспитываем. Если начальник воспитывает нас, то нас это крайне возмущает: кто он такой, чтобы меня воспитывать! Но в то же время мы воспитываем детей и считаем это нормой.
Воспитывать детей нужно и нотации, которые читает нам начальник – это неудачный пример, потому что воспитание – это не нотации. Это что угодно, но не нотации. Воспитывают личным примером, примером героя литературного произведения, мягкой подсказкой, совместным разбором ситуаций и случаев.
Призвание
Большинство родителей нацелены на то, чтобы ребёнок хорошо учился. Это вообще не важно. Воспитание гармонично развитой личности – дебильная задача. Не может ученик одинаково хорошо разбираться в английском языке, русском, математике и географии.
Поиск призвания. Призвание - это желание. Призвание – это поиск счастья, а не зарплаты. Поиск призвания – это совместное дело ребёнка и родителей в возрасте 5-7-10 лет. Не позже. Родитель может показать ребёнку «меню возможностей», показать, что возможно.
Ребенку может что-то нравиться. Неважно, умеет ли он это делать, получается ли у него. Главное – нравится. Желания нужно отслеживать. Постановка более сложных творческих задач показывает, его это дело или нет. Если надоело, не хочу, то – не его. Лень – признак того, что это дело не его.
Дети, у которых выявляется призвание и они начинают жить им, призванием, через некоторое время (1-5 лет) могут остыть и перестать заниматься тем, чем с удовольствием занимались. Ничего страшного. Будет искать другое призвание. Просто следует иметь в виду, что дети, которые живут, реализуя своё призвание и дети, живущие без призвания – принципиально отличаются друг от друга. У ребёнка, который живёт по призванию, нет проблемы, как оторваться от гаджета.
Не согласен. Даже у тех, кто живёт призванием, есть огромные проблемы с гаджетами. Но согласен с тем, что оторвать от гаджетов, хотя бы частично, может только желание делать что-то, что нравится, т.е. то самое призвание.
Учёба или социализация
Школа – это аппарат социализации. Это не обучение математике, физике, и пр. Школа, как система образования, не учит ничему. Если у ребёнка выявлены склонности и есть желание следовать им, то нужно искать специализированное учреждение, которое занимается тем, что интересно ребёнку. А обычная школа ему не нужна.
Такие рассуждения очень знакомы. Именно так построено западное образование и то, что говорит Максимов – калька с него. Нужно воспитывать узких, глубоко разбирающихся в предмете специалистов, а всё остальное – неважно. Это – выращивание элиты, потому что наверх не могут подняться миллионы, десятки тысяч. Даже тысячи не поднимутся – они там просто не нужны. Поднимаются сотни. Судьба остальных там мало кого интересует. Предположим, человек занимался только интересными ему предметами, но не смог поступить в ВУЗ (или смог, но потом «сломался») и что он будет делать по жизни, если он ничему больше, кроме предмета, не научился? Что это будет за член общества? Что это будет за муж (жена)?
К детям относятся, как к детям, а ведь они такие же люди, как и родители. Ребёнок имеет право на свободу. Ребёнок имеет право на ошибку. Опрос среди детей в Израиле и России: зачем вы ходите в школу? Ответ в Израиле – учиться. В России – общаться.
Папа пьёт пиво и смотрит футбол, сын пьёт лимонад и играет на компьютере. Мама сыну говорит, чтобы он бросал компьютер и шёл гулять, но папу никто не отгоняет от телевизора. Ребёнок видит, что взрослые живут по одним законам, а дети - по другим. Большинство детей не отвечают за свою жизнь и могут сделать что попало, но не потому, что они такие дураки, а потому, что к ним относятся не как к людям, не как к равным.
Хочется и тут поспорить, но не с чем 😀.
Вот сентябрьский материал на эту же тему, почитайте, вам может понравиться.
Друзья! Как всегда, за 👍 и подписку на канал – спасибо!