13 июля 1986 года. Архангельск празднует День рыбака. Набережная полна народа, музыка, веселье. Это общегородской праздник, в городе живут поморы - потомственные рыбаки.
И вот из автобуса высаживаются 35 солдат, 2 сержанта и лейтенант. Это взвод учебки прибыл в увольнительное. Нас в воскресенье вывезли в город, погулять, сходить в кино. Ходим толпой, не строем. Месяц назад мы были студентами, сдавали сессию. Сейчас мы в армии, под фуражками отрос ежик волос, прошел первый месяц службы. Две девушки сразу присоединились к нам. Лейтенант посматривает, но не ругается.
Идем в кино. Фильм "Начни сначала", в главной роли Андрей Макаревич. В фильме звучат песни "Машины времени". Вот он, первый год горбачевской оттепели. Помню статьи "Рагу из синей птицы" и "Фальшивая душа" в "Комсомольской правде". Заклеймили тогда Макаревича и его мегапопулярную "Машину времени". Но то было в 1981-83 годах. А сейчас уже можно признать, что "Машина времени" лидер советского рока. Когда я учился играть на гитаре, первой песней конечно была "Марионетки".
Фильм сумбурный, немного наивный, но веселый. И смотрим его мы, солдатики, студенты, вчерашние школьники. Многие песни "Машины времени" знаем наизусть, подпеваем иногда. Даже молодой лейтенант слушал записи Макаревича, мы ведь одно поколение. Нам весело, впереди два года службы, а мы смотрим Макаревича на экране.
История о хорошем музыканте, певце Николае Ковалеве, находящемся в творческих поисках. Не может он никак пробиться через советские худсоветы, не пускают его на сцену. Песни у него какие-то настоящие, непатриотичные, неформатные. Страна выполняет пятилетки, а он про какой-то "костер" поет, про "марионеток". Другое дело его товарищ Холодков, которого играет Игорь Скляр, у того все весело и понятно. Песенка про Комарово звучит из каждого утюга. Кстати, Скляр замечательно сыграл пародию на самого себя, этакий пробивной певец-конъюнктурщик, богатый, популярный, обласканный. Красив, весел, всем нравится. Но друг настоящий, очень человечный, понимает что Ковалев талантливее его, и стремится помочь, вытащить на сцену, устраивает встречу с женщиной из худсовета, пытается уговорить ее помочь молодому певцу.
А за Николаем гоняется его юная поклонница Лиза. Она готова жизнь положить за великого поэта (сравнивает с Некрасовым, а с кем еще, это плоды советского образования), заставляет Ковалева задуматься над многими вопросами, по-новому увидеть свои отношения с окружающими его людьми, понять свое место в этом мире.
Понравился сам главный герой, который не Макаревич, а Ковалев. Он сыграл не самого себя, Николай Ковалев вовсе не бунтарь. Конечно он может послать какого-нибудь придурка режиссёра, и настучать по башке золотому мальчику, неуважительно отозвавшемуся о Высоцком. Он просто не хочет бороться с системой и вообще ни с кем. Хотя прибабахнутая поклонница считает его лидером молодёжи, он к этому не стремится, просто хочет писать и петь свои песни.
Нет в нем никакого бунта. Пусть в его песнях есть вызов, но зачем нам эти бунты, восстания и революции.
И еще об актерской игре. Тут Макаревич не подвел, оказался неплохим актёром. Не потерялся на уровне Игоря Скляра, Светланы Немоляевой и Ролана Быкова. Талантливый человек талантлив во всем.
Да, конечно надо упомянуть Стефановича, у которого уже была "Душа", та самая, "фальшивая" по мнению "Комсомолки", с Макаревичем и Софией Ротару. Фильм кассовый и мегапопулярный. Но если "Душу" сравнить с "Начни сначала", то второй фильм значительно выигрывает, он более душевный, извините за каламбур.
Хороша концовка фильма. Итог всего. Песня "Пока горит свеча" моя любимая. Она и дала название фильму.
"Я в сотый раз опять начну сначала, пока не гаснет свет, пока горит свеча".