Найти тему
Московская газета

Юрист Крюков рассказал, можно ли вернуть товар, купленный за бонусы

   Юрист Крюков рассказал, можно ли вернуть товар, купленный за бонусы
Юрист Крюков рассказал, можно ли вернуть товар, купленный за бонусы

Желая привлечь покупателей, магазины идут на маркетинговые уловки. Одной из самых популярных остается система бонусных баллов, которыми в дальнейшем можно оплатить покупку. Как быть, если товар, приобретенный таким способом, не устроил или оказался бракованным, «Московской газете» рассказал юрист Роман Крюков

— Роман Сергеевич, можно ли обменять или вернуть товар, купленный за бонусные баллы?

— Продажа за бонусные баллы — инициатива торговой точки. Такие товары с точки зрения закона ничем не отличаются от тех, что покупают за деньги. Его можно вернуть и обменять по закону о защите прав потребителей.

— Речь идет только о поломке? Можно ли вернуть товар, если он не понравился?

— Можно вернуть в обоих случаях.

— Если цена изменилась, то придется доплачивать за аналогичную модель?

— Нет, согласно 18 статье закона «О защите прав потребителей» покупатель имеет право обменять бракованный, вышедший из строя товар в период действия гарантии на предмет той же марки и модели без перерасчета. Или же можно обменять на иную модель, по такой же стоимости. К примеру, если вы купили холодильник за 20 000 бонусов, при этом по условиям магазина 1 бонус равняется одному рублю, пришли через две недели вернуть холодильник, а он стоит уже 10 000 рублей, то обменять можно только на модель стоимостью 10 000 рублей или компенсировать разницу.

— Во многих магазинах висят объявления о том, что товары, купленные по акции, возврату и обмену не подлежат. Это законно?

— Это не более, чем маркетинговый ход торговой точки. Закон о защите прав потребителей защищает в любой ситуации. Исключение: товары, которые не подлежат обмену или возврату: лекарства, нижнее белье и пр.

— Если речь идет именно о возврате товара, оплаченного бонусами, то можно рассчитывать на обналичивание этих бонусов?

— Нет, в этом случае на руки покупатель получит только ту часть средств, которую он оплатил наличными или картой. Например, если 999 рублей были бонусными, а 1 рубль отдан наличными, то при возврате товара потребитель получит на руки 1 рубль. А вот вернутся ли бонусы на карту, зависит от торговой точки. Как правило, если речь идет о браке, то бонусы возвращают, если товар просто не понравился, то бонусы сгорают.

— А если товар достался бесплатно? Например, в лотерею, но оказался бракованным?

— Между продавцом и покупателем заключается договор купли-продажи, мы, конечно, его не подписываем, это происходит автоматически в момент формирования чека. Поэтому магазины позволяют оплатить бонусами не 100, а 99 процентов (чаще даже до 50 процентов) покупки. Если вы покупаете билет в лотерею, то тоже участвуете в оплате товара, поэтому здесь вновь действует закон о защите прав потребителей. Но есть интересное исключение: например, когда вы покупаете один смартфон, а второй идет в подарок. В случае, если этот подарок вам не понравится или окажется бракованным, торговая точка вправе не менять его на новый.

— Как быть, если продавец отказывается осуществлять возврат или обмен? Например, ссылается на отсутствие товара.

— Отсутствие товара не освобождает магазин от ответственности, которую он несет по упомянутому мной выше договору купли-продажи. По договоренности с покупателем торговая точка может сообщить ему о поступлении товара, но, если гражданин настаивает, то вернуть средства. Если же нужен именно обмен товара, то придется ждать поступления моделей. Для надежности — временами наносить визит и проверять их наличие.

— Куда жаловаться, если магазин категоричен?

— Сначала необходимо обратиться с претензией в адрес генерального директора компании или магазина. Если это не поможет, то в суд. В большинстве случаев суд становится на сторону потребителя.