Суровые до чего зимы раньше были! Представьте, какие стояли морозы, чтобы лед так хорошо промерзал!
В 1894 году Финляндское Общество лёгкого пароходства организовало в Петербурге рельсовый перекат пассажирских вагонов через Неву.
Перекат работал от Сенатской площади на Васильевский остров и вначале это было неким аттракционом: вагоны под действием силы тяжести двигались по наклонно уложенным рельсам.
Но уже через год на смену маленьким открытым вагонам пришёл настоящий трамвай на электрической тяге, который горожане сразу прозвали "ледовый трамвай"
Этот трамвай приобрел огромную популярность и стал самым популярным транспортом в Петербурге того времени.
Проезд стоил 3 копейки, что было доступно всем - да и в сравнении с санями, на которых петербуржцы обычно пересекали Неву, на трамвае это было и проще, и быстрее.
"Ледовый трамвай" развивал скорость до 20 км\ч, и одновременно в него помещались 20 человек
Тогда такой запуск трамвая именно по льду Невы тогда стал вынужденной мерой: по договору с городскими властями массовыми пассажирскими перевозками по улицам города могли заниматься только владельцы конно-железной дороги (конки).
Пускать на улицы конкурентов в виде трамваев и делить с ними прибыль владельцы конки точно не собирались.
И выход был найден!
На льду укладывали рельсы и шпалы, деревянные столбы вмораживали в лед и крепили на них провода. За каждую зиму ледовые трамваи перевозили до 900 тыс. пассажиров и один трамвай не провалился под лед!
Вначале “Товарищество для эксплуатации электричества М.М.Подобедова и К°” проложило три линии маршрута на льду Невы (тот самый рельсовый перекат), а позже появилась и четвертая:
- Сенатская площадь - Академия художеств
- Дворцовая набережная - Мытнинская набережная
- Суворовская площадь - Выборгская сторона
- Суворовская площадь - Петербургская сторона
Растущая популярность трамвая совсем не радовала владельцев конки и они подали в суд на городские власти, обвинив их в нарушении договора. Но судьи решили, что соглашение не действует на реки и каналы. И ледовый трамвай проложил свою работу.
Курсировал по Неве «ледовый трамвай» каждую зиму до 1911 года.
В 1902 году закончился срок действия договора с конно-железной дорогой, вся инфраструктура перешла городу и в Петербурге начали проектировать трамвайные маршруты уже по улицам. Потому зима 1909 - 1910 годов стала последней для ледовых трамваев, а с 1911 - лишь "сухопутные"