Индекс деловой активности PMI российских обрабатывающих отраслей остается высоким, несмотря на небольшое снижение в январе, говорится в исследовании S&P Global. После декабрьских 53 пунктов PMI январский показатель упал до 52,6 пункта. При этом эксперты говорят, что падение связано исключительно с длинными январскими праздниками.
Значение показателя PMI выше 50 пунктов указывает на рост деловой активности, а ниже этого уровня — на ее снижение. По данным S&P Global, основная причина роста деловой активности в обрабатывающих отраслях связана с резким увеличением количества новых заказов. Средние темпы роста сейчас самые высокие с апреля 2019 года.
К обрабатывающей промышленности относятся черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, металлообработка, а также лесная, деревообрабатывающая, легкая, пищевая, стекольная, медицинская, полиграфическая промышленность и другие отрасли.
О том, действительно ли есть рост и насколько он существенный, спросили у представителей разных отраслей.
Генеральный директор группы компаний «Русит» Дмитрий Филиппов, компания занимается изготовлением текстильных и многослойных материалов:
«Для нашего предприятия, для нашего спектра верно, резко возросло количество запросов за счет освобождения большого количества ниш. В связи с этим по итогам 22 года рост товарооборота составили 32%. Пока причин для снижения роста не вижу ввиду того, что обрабатывающая промышленность во многом закрывалась иностранными компаниями, объем роста будет достаточно большой и продолжаться еще достаточно продолжительное время. Относительно замещения того, что было, да, те заказы, которые нам размещали, предположим, американцы, на следующий день эти заказы полностью заместили отечественным производителем, который взял на себя функции американской компании, делает сиденья для машин, а мы для них делаем обивку, например».
Президент кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьев:
«Рост у нас год к году за 2022 год 24%, это в денежном выражении, основной рост наблюдался у нас во втором полугодии. Причин несколько: внутренняя работа в компании, вывод новой продукции, которая стала быстро набирать популярность, шоколад с полезными добавками, конфеты без сахара; внешняя история — стабильный рубль, который был стабилен больше полугода, не падал, не было изменения цен, подорожания; третий фактор — переориентация покупателей, это видно на наших покупателях, даже на наших знакомых и друзьях, что люди охотнее покупают отечественное, гордятся тем, что деньги остаются в стране, такой тренд виден. Четвертая причина — снижение активности западных компаний, но это больше на уровне декларации, никто не ушел, переименовались, один бренд заменили на другой, понятно, что рынок терять никто не хочет, практически ухода не было, но было снижение».
Гендиректор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов:
«Безусловно, есть рост по сравнению с ноябрем, этому способствует и рост курса доллара, потому что отрасль во многом экспортно ориентирована, если говорить про деревообработку, про мебель — нет. Можно сказать, что в декабре был небольшой рост, тем не менее, если сравнивать с 2019 или 2021 годом, мы отстаем. Ранее производители фанеры до 70% того, что производилось в России, отправляли на экспорт, причем 50% отправлялось в недружественные страны — США и Европу, которые сейчас закрыты. Возместить это потребностями внутреннего рынка невозможно, внутренний рынок из того, что мы производили, поглощал всего 35%. Переориентироваться на внутренний рынок нельзя. Вариант переориентации на другие рынки тоже небыстрый. С другой стороны, если посмотреть на производство мебели, здесь на экспорт на пике приходилось 16% от произведенного, причем меньшую часть отправляли в недружественные страны, здесь вполне возможно возмещение, учитывая, что импорт мебели сократился в Россию».
По данным S&P Global, основным источником повышения спроса в обрабатывающих отраслях является внутренний российский рынок. Экспортные заказы в последние 12 месяцев сокращаются.