Если у вас была PlayStation 2, то одной из первых игр вполне мог быть экшен God of War. В новой статье мы исследуем Кратоса как персонажа. Каким он впервые появился перед игроками в 2005 году и как воспринимается сейчас, в эру God of War: Ragnarok? Осторожно: спойлеры!
Древнегреческий Кратос
В мифологии Древней Эллады (Греции) Кратос — это один из титанов, второго поколения богов (отпрысков Геи и Урана). Дети титанов стали олимпийскими божествами и во главе с Зевсом разбили своих родителей в битве, длившейся десять лет. Побежденных изгнали в Тартар, бездну под царством Аида. Интересно, что Кратос выступил против сородичей и сражался за Зевса. Именно он помог Гефесту приковать к скале Прометея — титана, наказанного за то, что поделился с людьми огнем. С древнегреческого слово «кратос» (κράτος) переводится как «власть».
Кратос из оригинальной трилогии God of War
Образ этого Кратоса — на первый взгляд, самый простой и однозначный. В трех играх оригинальной серии он брутальный и жестокий полководец. Воин-спартанец, без сожалений расправляющийся с противниками. В обмен на спасение жизни Кратос становится прислужником греческого бога войны Ареса и выполняет все его поручения, даже самые ужасные. В пылу боевого безумия воин убивает жену и дочь. Кратос становится еще и трагической фигурой, палачом своих самых близких людей. Становится ясно, что перед нами не просто экшен-герой, нужный только для истребления противников.
После гибели семьи спартанец отказывается служить Аресу и переходит под покровительство Афины. Она тоже богиня войны, но не агрессивной, как Арес, а справедливой, оборонительной. Арес смог убить Кратоса, но даже это не остановило воителя. Он выбрался из подземного царства Аида и использовал Ящик Пандоры для того, чтобы одолеть своего вчерашнего господина и занять его место.
На посту бога войны Кратос поддерживает своих спартанцев и без почтения относится к новым коллегам по пантеону (события второй части). За это он убит Зевсом, но спасен Геей. После воскрешения бывший полководец решает отомстить верховному греческому богу, повернув время вспять с помощью Мойр. В God of War 3 образ свирепого героя складывается окончательно. Уничтожив почти всех богов и героев, Кратос добирается до Зевса и тоже его убивает. В этом плане он действует в логике древнегреческих мифов, где борьба поколений — один из главных мотивов.
В конце трилогии выясняется, что Афина просто манипулировала Кратосом, и он во второй раз оказался орудием в руках бога. Когда спартанцу достается Надежда, единственное положительное качество из Ящика Пандоры, он отказывается вернуть ее Афине, а жертвует собой, оставляя ее людям. Этим многострадальный воитель хотя бы частично искупает свои злодеяния.
Кроме основных игр серии вышло 4 спин-оффа для мобильных платформ и PlayStation 3. В них, впрочем, образ Кратоса не меняли. Также есть «физическая» серия комиксов из 6 выпусков (2010 — 2011) и несколько цифровых в PlayStation Store.
После перезапуска
В 2018 году вышла обновленная God of War. PlayStation 4 позволила показать мир Кратоса более красивым и детализированным, а его самого — больше похожим на живого человека из плоти и крови, с морщинами и сединой в бороде. Да, в новой игре спартанец-воитель выглядит значительно старше, серьезнее и даже мрачнее. Он уже не похож на варвара, готового рубить врагов направо и налево, но и на старика тоже. Сила в нем по-прежнем ощущается.
Главная метаморфоза в полубоге быстро становится понятна. Он не только повзрослел, но и снова стал отцом. Это особенно важно, учитывая трагедию его первой семьи и гибель дочери. После свержения олимпийцев Кратос поселился на Севере, где его вторая жена Фэй родила ему сына Атрея. Она умирает, и отец с сыном должны исполнить ее последнюю волю: развеять прах с высочайшей горы девяти миров. Это важная и очень личная миссия, не связанная с соперничеством богов. Но странствие не получается легким: Кратосу приходится вернуться в Элладу за своим старым оружием и отправится в Хельхейм, чтобы исцелить Атрея от гнева Спарты.
В Santa Monica хотели, чтобы действие новой игры серии происходило в мифологическом Древнем Египте, а не в Скандинавии, и даже думали о смене протагониста. Не случилось ни первого, ни второго. Креативный директор Кори Барлог рассказывал, что хотел переосмыслить геймплей и показать игрокам Кратоса с другой стороны. Новый герой просто бы «обнулил» франшизу. Также Барлог отметил, что студия уже «рассказала историю о Халке» и теперь хотела бы поведать историю Брюса Бэннера. То есть не монстра, а спрятанного в нем человека.
Изменения в образе сказались и на геймплее. Теперь Кратосу помогает сын, владеющий луком и стрелами. В некоторых эпизодах игрок управляет им, а не спартанцем. Это отличный пример переплетения геймдизайна в узком смысле и нарративного дизайна. Игровой процесс работает на историю и наоборот.
Еще одно важное различие между Кратосом из первой трилогии и героем эпохи перезапуска. Скандинавский Кратос не у себя дома. Он — чужак на чужой земле, пришелец. Могли ли геймеры, запускавшие первую God of War 18 лет назад представить, что когда-то подобное произойдет с беспощадным героем-рубакой?
Как вы думаете, какие еще изменения ожидают образ Кратоса в будущем?
Источники:
1. История Кратоса для тех, кто не играл в первые три части God of War.
2. Айк Варданян. Кратос. История настоящего архигероя и богоборца. Часть первая.
3. Айк Варданян. Кратос. История настоящего архигероя и богоборца. Часть вторая.
Другие статьи рубрики «Эволюция героя» и не только:
Эволюция героя: Гаррус Вакариан
Эволюция героя: дракончик Спайро
5 маскотов из мира игр