Самый воздушный и изящный стиль европейской живописи появился в период социальных потрясений и голода. Разберемся, где искать истоки рококо, и выясним, откуда в нем столько наготы и флирта.
Откуда родом рококо?
Стиль рококо зародился в 18 веке во Франции. В нем отразился образ жизни французского двора и аристократии: праздность, постоянные развлечения, театральность, тяга к излишествам. Это ограждало двор от ужасов суровой действительности: кризиса французского абсолютизма, который чуть позже приведет к Великой французской революции.
Но пока французский двор тонул в гедонизме. Король Людовик XV и его фаворитка мадам де Помпадур были примерами чрезмерных трат, беспричинной роскоши и вечного веселья. Рококо стало новой формой, которая создавала для бомонда идеалистический мир, не имевший ничего общего с тяжелой жизнью простого человека.
Из какого стиля выросло рококо?
Появление рококо связывают с предшествующим ему стилем — барокко. Он тоже был пышным и торжественным, отражал все великолепие придворной жизни. Полотна эпохи барокко так же, как и рококо, перегружены декором, наполнены плавными линиями. Но между стилями — немало различий.
Рококо — не менее роскошно и помпезно. Только роскошь приобрела здесь иное обличие: более мягкое, изящное и легкое. Например, темные, насыщенные оттенки и позолота барокко в рококо превратились в светлые — розовые, голубые, зеленые. В живописи рококо уже нет того накала страстей, высокой эмоциональности сцен, что свойственны для барокко. Поэтому рококо считают развитием ушедшего стиля, но не его разновидностью.
По каким признакам можно узнать рококо?
Главная идея стиля: прекрасное, но бесполезное. Эта суть отражена в названии, произошедшем от французского слова rocaille (рокайль), которое можно перевести как «камушек» или «галька». В то время был популярен орнамент, основанный на мотиве стилизованных раковин, камешков, свитков. А еще в моде были декоративные гроты, полностью выложенные раковинами. Это нечто хрупкое и очаровательное, но не имеющее никакой практической пользы.
Полотна создавались в угоду высшему свету, часто для украшения интерьеров. Сюжеты для таких целей подбирались соответствующие: неглубокие, простые для восприятия и, конечно, про роскошную жизнь самих заказчиков. Поэтому одним из главных жанров живописи рококо стала галантная сцена. Она изображает праздный отдых аристократии.
Хотя было одно исключение: иногда на полотна попадали сцены из сельской жизни — пасторали. Только вот изображалась она в идеалистических представлениях аристократии: как приятное времяпрепровождение на лоне природы. Главным мотивом для французского рококо стал флирт пастушек и пастушков рядом с пасущимися животными.
На полотнах рококо часто изображали тайные свидания, поэтому на них можно встретить характерный эротизм и сексуальные символы. На щеках героинь постоянно горит яркий румянец, даже если сами они белы, как фарфоровая статуэтка — в соответствии с модой того времени. Любовные сцены часто дополнялись изображениями путти — бескрылыми или крылатыми маленькими мальчиками.
Но главная особенность стиля — это общее легкое и игривое настроение полотен. Они будто флиртуют со зрителем. Мы словно становимся случайным свидетелем скрытой от посторонних глаз истории и подсматриваем чей-то секрет.
Кого можно назвать главными творцами рококо в живописи?
Основоположником рококо в живописи считается Антуан Ватто. Наибольшую известность ему принесли изображения галантных празднеств. Сергей Даниэль в книге «Рококо: от Ватто до Фрагонара» (которую стоит прочитать, чтобы до конца разобраться с живописью рококо) отметил: «Ватто, как правило, предпочитает соблюдение известной дистанции, умолчание, „очей и знаков разговор“».
Крупнейшим представителем живописи рококо во Франции стал Франсуа Буше, работавший в портретном и пейзажном жанрах. Его карьера достигла максимума при мадам де Помпадур. Тогда за его работами бегал весь парижский бомонд.
Его ученик Жан Оноре Фрагонар выбрал в живописи другую нишу. Он с юмором и не всегда свойственной Ватто деликатностью воспевал маленькие радости любви. Эротика, свойственная рококо, тоже присутствует на его полотнах, но она шутлива, проста и очаровательна.
Его картину «Качели» называют символом рококо. Здесь изображена тайная встреча мужчины с юной любовницей, раскачивающейся на качелях. Героиня легка, изящна и безмятежна. Она позволяет воздыхателю наслаждаться ее образом, пока она появляется из лесной тени. С ноги девушки элегантно слетает туфелька. И только скульптура ангелочка, который приложил палец ко рту, дает нам понять: это свидание запретно.
Получается, рококо — стиль сугубо французский?
Французская культура была влиятельной и диктовала моду другим странам. Так произошло и с рококо: стиль быстро распространился за пределами Франции. Наибольшего расцвета рококо достигло в Германии и Италии. В Германии оно получило название «Perückenstil» — от напудренных париков как характерного атрибута европейской аристократии этого времени.
Итальянское рококо не отошло от мифологии, как это было во Франции. Но обращаться с ней они стали по-новому. Крупнейшим художником итальянского рококо был Джованни Баттиста Тьеполо. Он создавал фрески — росписи по сухой штукатурке. Используя такую сложную технику, где нужно было успеть выполнить работу до высыхания, Тьеполо удавалось покрывать огромные площади невероятно легкими и реалистичными изображениями.
Рококо добралось и до России. Расцвета это искусство достигло во времена императрицы Елизаветы Петровны. В России стиль проявил себя в портретистике. Самые яркие живописцы рококо — Федор Рокотов и Дмитрий Левицкий.
Когда стиль пришел в упадок?
Уже в середине 18 века рококо начали критиковать за фривольность и легковерие. В то же время Франция, а вместе с ней и вся Европа вступали в эпоху бурных социальных потрясений и революций. Праздность аристократии довела общество до радикальности, а рококо отражало пороки высшего света.
В дальнейшем европейская культура двинулась в направлении умеренности и строгости, а «распущенность» рококо осталась позади. Хотя она стала первой весомой попыткой отступить от привычных живописных канонов и обратиться к маленьким радостям человеческой жизни.
В России поближе познакомиться с главными работами рококо можно в Пушкинском музее и Эрмитаже — там представлены многие работы Франсуа Буше и Антуана Ватто, а также в Русском музее, где есть образцы русского рококо от Дмитрия Левицкого и Федора Рокотова. Банк ВТБ поддерживает эти музеи и их культурные и просветительские мероприятия.