Найти в Дзене

Путь в Листригонию

Фиолент — Карань — Балаклава Поход этого дня мы начали с мыса Фиолент, и пройдя по обрывистой береговой кромке от восточного бока мыса до Свято-Георгиевского монастыря, вернулись на дорогу к остановке у КПП местного центра радиоэлектронной борьбы. Тут, на конечной автобуса — отправная точка нового маршрута. Мы теперь хотим на Каранские скалы, о которых почти ничего не знаем. Видели на каком-то форуме, мол, красиво, и теперь вроде как можно пройти. Но вот колючка вдоль войсковой части более чем красноречиво говорит об обратном, и доброжелательный местный дедуля подтверждает: напрямую не пройти. Части — а их оказывается две — расформированы, но охраняются вооружённой охраной. Заветные скалы — в зоне видимости, напрямую — пара километров! Но во-первых, в горах прямых не бывает, а потом — прислушиваемся к совету — хватит нам пока кизилташских приключений — решаем обойти обе части стороной. Это лишних километров пять, но времени вроде бы хватает. И всё же обход мы начинаем с рухнувшего колю

Фиолент — Карань — Балаклава

Поход этого дня мы начали с мыса Фиолент, и пройдя по обрывистой береговой кромке от восточного бока мыса до Свято-Георгиевского монастыря, вернулись на дорогу к остановке у КПП местного центра радиоэлектронной борьбы. Тут, на конечной автобуса — отправная точка нового маршрута. Мы теперь хотим на Каранские скалы, о которых почти ничего не знаем. Видели на каком-то форуме, мол, красиво, и теперь вроде как можно пройти. Но вот колючка вдоль войсковой части более чем красноречиво говорит об обратном, и доброжелательный местный дедуля подтверждает: напрямую не пройти. Части — а их оказывается две — расформированы, но охраняются вооружённой охраной. Заветные скалы — в зоне видимости, напрямую — пара километров! Но во-первых, в горах прямых не бывает, а потом — прислушиваемся к совету — хватит нам пока кизилташских приключений — решаем обойти обе части стороной. Это лишних километров пять, но времени вроде бы хватает. И всё же обход мы начинаем с рухнувшего колючего ограждения — быстро форсируем чисто-поле. Колючка справа, колючка сзади, колючка впереди... Впрочем, это поле, похоже, не охраняют — чёго в поле-то брать? Хорошо мы срезали! Но перед шлагбаумом и КПП за ним решаем всё-таки покинуть территорию части и далее обходим её краешком вдоль дачных домиков.

Вдали как на ладони сияет залитый солнцем Севастополь. Мы взбираемся выше по плато — и наконец солнце догоняет нас. Всё разом делается ярким и радостным — и сосны в снегу, и холмы, и поля, и расчищенное дующим с моря ветром оптимистично-голубое небо… С дороги, ведущей в Балаклаву, сворачиваем вправо — нам пока не туда. Нам по ослепляющей блеском абсолютно ледяной дороге, мимо очередного шлагбаума, по заснеженному полю, с видом на сияющие белой изморозью сизые склоны гор. Огромная горная чаша вокруг плато, и белая шапка Чатыр-Дага — над ней. Чудный вид! Любуемся, снимаем — хорошо, что склон скрыл от нас колючку войсковой части!

-2

Дорога ныряет в перелесок — он хорош, солнечный, заиндевелый, с живописно замёрзшими лужами, с кисейным кружевом снега на ветках, с коралловыми лесами снега на застывшей траве. Сухие жёлтые стебли злаков на полянках золотятся сквозь снег нежным мехом. Небо синее-пресинее. Безветренно и неожиданно жарко — после ледяного холода Фиолента.

-3

Лес кончается, дорога делает петлю влево. Над нами — снежный склон и руины каких-то сооружений, явно военных. Хотя если кто-то тут и существует, то вряд ли они — в Сети слухи разные, и мы решаем не испытывать судьбу — срезаем дорогу вверх через холм. А слева, из придорожного домика, кидается с лаем овчарка, и ещё кто-то лающее, помельче. Карабкаемся вверх с удвоенным энтузиазмом. Вверх — и на всякий случай вправо. Собаки остаются вне зоны видимости — о них ещё долго напоминает лай. Вот и желанные высоты! И новая группа собак на дороге — штуки три. Не активные, выжидающие. От греха подальше ныряем в сторону, за капониры.

-4

Ура! Море! Деревья, жёлтые камни. Спускаемся к скалам, по дороге вспугиваем зайца. Заяц скрывается из вида ленивыми прыжками, оставляя на снегу цепочку смешных следов… Обрывы под нами — невиданных масштабов и красоты, сияют золотом. Над ними растут пышные сосны. Туч больше нет, море под солнцем — ярко-синее. Всё вокруг просто залито солнцем. Сказочные виды! Виден Фиолент — тоже уже солнечный, но далёкий, в дымке.

-5

Идём вдоль обрывов в сторону Балаклавы — мимо маяка, мимо круглого бетонного основания какого-то орудия… Чем дальше — тем роскошней панорамы, тем живописней и оранжевее скалы, тем ниже солнце…

Вот и Балаклава далеко внизу, за скалами, карьер, крепость Чембало на горе, мыс Айя сияет красным золотом…

Над обрывом аккуратненько минуем удивительной сохранности колючку. Это какую ж красоту от нас прятали!

-8

Спускаемся с Кая-Баши, не ведая, какие ещё сюрпризы готовит заячья тропа, поминутно охаем, замираем, любуясь.

Крепость Чембало в Балаклаве. Ближе руины ББ №19
Крепость Чембало в Балаклаве. Ближе руины ББ №19

Особенно живописна на затате скала Мытилино.

-11

Спускаем всё ближе и ближе к ней — вот уже виден пляж Васили с домиками над ним, дорогой — и лесенкой к маленькому замкнутому пляжику. Он хорош несказанно! Песок, мелкая галька, уютненько так — и мы опять зависаем с камерами — скалы уже совсем покраснели.

-12

Очень красиво, но Балаклава меж тем скрывается в тень, и вот-вот скроется за склоном обрыва солнце… В тускнеющем свете ползём вниз по склону, сделавшемуся именно теперь возмутительно крутым, норовящим растворить в каменной сыпучке остатки тропы. Обычное для нас дело в горных сумерках. Идём на кураже — деваться-то некуда. Темнеет быстро. Шустренько так промахиваем и обрывчики, и балку, и каменный хаос — осыпь с карьера. По здоровенным каменюкам скачем к лестнице, просачиваемся сквозь перила, обрушиваемся на лавочку на площадке. Слава Богу! На честном слове и на одном крыле! Теперь бы посёлок за забором миновать…

-13

Вдоль забора, к очередной нашей радости, обнаруживается тропка. И даже с метками маршрутной тропы. По тропе выбираемся на дорогу, где выясняем, что посёлок-то, оказывается — база отдыха! Не очень уютное место для отдыха — красиво, конечно, но очень уж много следов техногена вокруг.

-14

Дальнейший путь по дороге, и спешить уже некуда. Вечер сказочен и тих, синеет сумеречное небо, краснеют на небе и облаках последние отблески заката… Мы шагаем по дороге к Балаклаве — приостанавливаясь, чтобы запечатлеть на память гору Мытилино со стройным тополем, тянущим в сумерки голые охристые ветви — и светящуюся огнями в сгущающейся тьме громаду урчаще-рычащего карьера.

-15
-16

Сокращёнками — уже совсем в темноте — минуем последние изгибы дороги. Вот и Балаклава! «... В славную пристань вошли мы: её образуют утёсы, Круто с обеих сторон подымаясь и сдвинувшись подле Устья великими, друг против друга из тёмныя бездны Моря торчащими камнями, вход и исход заграждая. Люди мои, с кораблями в просторную пристань проникнув, Их утвердили в её глубине и связали, у берега тесным Рядом поставив: там волн никогда ни великих, ни малых Нет, там равниною гладкою лоно морское сияет ...»

Мечтательно вглядываемся в пустоту ночного пляжа — и решаемся проникнуть через калитку на его территорию. В это время года охраны видать нет. Расставляем штатив — и делаем несколько чудных снимков ночной бухты. Над бухтой горят звёзды и огни маяков на скалах… Белый луч фонаря принимается метаться по пляжу. В ноги тыкается собака. Не лает — мы гладим её по голове… Из-за забора кто-то настойчиво шарит фонарём. На цыпочках в компании дружелюбной собаки покидаем пляж… Тёмным берегом — почти вслепую — обходим бухту.

-17

Выходим наконец к городу, здесь светло и людно — по крайней мере, после пройденных только что безлюдных пространств. Прогуливаемся вдоль набережной и причалов. Ёлочки, гирляндочки, катера… Одинокая сувенирная палатка. Покупаем в ней магнитик на память — больше даже, чтобы порадовать замёрзшую продавщицу… На лавочке допиваем чай из термоса. У причала — в огнях прожекторов, скрытых в воде — плавают медузы и крохотные рыбки, и светится камешками неожиданно близкое дно. Опирается о перила причала металлический Куприн… Что ж, это был чудный день — красивый и авантюрный. Пора домой! А сюда — в Страну воинственных листригонов — мы обязательно ещё вернёмся, ведь мы пока ещё не уезжаем.

5 января 2011 г.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...