Найти тему
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Как власть влияет на наши имена и не только

Товарищ Артём, именем которого назвали Бахмут

Едва ли не самыми часто встречающимися в СМИ географическими названиями стали сейчас Артёмовск и Бахмут. В репортажах о ходе СВО то и дело упоминается какой-нибудь из этих топонимов. Обозначают они один и тот же населенный пункт – только «по-старому» и «по-новому».

На просторах бывшего СССР можно найти немало городов и поселков, которые подверглись неоднократным переименованиям по политическим мотивам. Причем сплошь и рядом такие процедуры происходили по принципу «возвращения исторического имени». Из числа самых известных примеров: Екатеринбург – Свердловск – Екатеринбург, Нижний Новгород – Горький – Нижний Новгород, Самара – Куйбышев – Самара…

То же самое произошло и с городом на Донбассе, о котором идет здесь речь. За почти пятивековую историю существования у него оказалось два имени, сменивших друг друга: Бахмут – Артёмовск – Бахмут. В наши дни, когда в этих местах идут активные боевые действия, разгораются порой споры – как же правильнее называть?

Еще в середине XVI века на берегу Бахмута – притока Северского Донца – возникло поселение и была построена крепость, которые получили название по имени этой реки. 240 лет назад населенный пункт, в числе десятков других, указом императрицы Екатерины Второй получил статус города.

Такое «речное» имя просуществовало вплоть до 1924 года, когда на волне «идеологически правильных» переименований, затеянных пришедшими к власти в стране большевиками, уездному городку в сотне километров от Донецка присвоили персонифицированное название – в честь конкретного человека, имевшего, само собой, большие заслуги перед Советской властью.

А человеком этим был Федор Андреевич Сергеев – революционер-ленинец, государственный и партийный деятель, один из «красных» руководителей Гражданской войны, близкий соратник Сталина.

Что немаловажно применительно к географической привязке, именно Сергеев возглавил в 1918-м вновь созданную тогда на территории Донбасса Донецко-Криворожскую советскую республику.

Впрочем, прежний Бахмут стал отнюдь не Сергеевском и не Федоровском, а Артемовском. Дело в том, что Ф.А. Сергеев гораздо больше был известен под своей подпольной партийной кличкой «товарищ Артем» (это тоже советская традиция – увековечивать в названиях городов именно псевдонимы большевистских лидеров: Ленинград, Свердловск, Сталинград, Киров, Молотов…).

-2

Под таким именем экс-Бахмут просуществовал почти 90 лет. Однако после печально известных событий 2014-го на Украине началась настоящая «топонимическая эпидемия», результатом которой стали массовые переименования населенных пунктов на территории Незалежной с целью «декоммунизации». Придумывать что-то новенькое, проукраинское, в данном случае не стали и просто вернули городу его первоначальное имя. Решение о превращении Артемовска в Бахмут Верховная рада Украины приняла 4 февраля 2016 года.

-3

Можно упомянуть о том, что имя «товарища Артема» – не самое подходящее для того, чтобы использовать его в качестве названия для населенного пункта: ведь у этого «верного ленинца» плохая «аура». Именно такую мысль довелось услышать в свое время корреспонденту «МК» от парапсихолога и писателя Сергея Попова. Чтобы понять это, достаточно вспомнить удивительные и трагические обстоятельства смерти Федора Сергеева. Он погиб, став жертвой неудачных испытаний новинки советской техники.

История интригующая. В 1921 году, когда повсюду еще царила послереволюционная разруха, по проекту механика Валериана Абаковского был построен так называемый аэровагон, предназначенный для скоростных поездок по магистральным железным дорогам. У изобретателя получился оригинальный гибрид: пассажирскую дрезину снабдили спереди большим пропеллером от аэросаней. Необычная машина грохотала ужасно, зато могла разгоняться до 140 км/час.

На 24 июля назначили пробную поездку от Москвы до Тулы. В кабину аэровагона уселись 22 пассажира – целая делегация советских и зарубежных коммунистов во главе с «товарищем Артёмом». Рельсовым «болидом» управлял сам конструктор. Он «с ветерком» домчал партийцев до города оружейников, но уже на обратном пути, неподалеку от подмосковного Серпухова, произошла авария.

-4

Создавая свой быстроходный аппарат, Абаковский не учел совершенно раздолбанного состояния российской «чугунки» в те первые послереволюционные годы. На одном из рельсовых «ухабов» аэровагон попросту выбросило с трассы, и он на полном ходу слетел под откос. В крушении погибло несколько человек – среди них Федор Сергеев и Валериан Абаковский. Жертв катастрофы с почестями похоронили на Красной площади возле Кремлевской стены.

Сын Ф. Сергеева Артем Федорович, которого после трагедии взял на воспитание Сталин, придерживался другой версии случившегося: якобы авария аэровагона была подстроена, и даже называл имя ее организатора – Л. Троцкого, который видел в «товарище Артеме» своего возможного конкурента.

Борьба за власть всегда стояла на первом месте у самой власти, а потом всё остальное...