Необычный экспонат и, пожалуй, самая удивительная коллекция насекомых Зоологического музея!
Это герб Российской Империи – картина, которую можно увидеть в старинной витрине в коридоре 2-го этажа. Возможно, она не очень заметна рядом с более впечатляющими экспонатами, но если вы обратите на нее внимание, то обязательно задержитесь рядом.
На первый взгляд кажется, что это вышивка бусинами или мозаика. Второе – ближе к истине. Но сложено изображение не кусочками стекла или керамики, а… наколотыми на булавки насекомыми! Всего здесь 5559 жуков и бабочек разных видов. И, конечно, это экспонат с историей. Более того, с ним связаны имена двух известных и весьма незаурядных людей.
Фердинанд Иожеф Шмидт (1791–1878) – собственно создатель картины. Гражданин Австро-Венгрии, бизнесмен, путешественник, писатель, энтомолог, исследователь гор и пещер. Его считают "отцом" спелеоэнтомологии – именно он описал первый известный вид пещерного насекомого. Фердинанд Иожеф слыл большим оригиналом, и одна из его «странных» идей, видимо, воплотилась в картине из насекомых. В 1842 году он подарил ее Обществу любителей антропологии, естествознания и этнографии, а, скорее всего, своему другу В.И. Мочульскому, бывшему членом этого общества.
Виктор Иванович Мочульский (1810–1871) – личность не менее примечательная. Офицер Генштаба, разведчик, путешественник, энтомолог-любитель, известный колеоптеролог, описавший множество новых видов жуков. Коллекции Мочульского хранятся в Зоологическом музее и до сих пор представляют не только историческую, но и научную ценность. В своих путешествиях он, вероятно, выполнял разного рода секретные миссии. Существует версия, что в картине Шмидт зашифровал какое-то тайное послание, адресованное Мочульскому.
После революции Московское Общество любителей антропологии, естествознания и этнографии влилось в состав Московского Общества испытателей природы, тесно связанного с Зоомузеем МГУ. Так картина оказалась у нас.
Что касается ее судьбы, то она не всегда складывалась гладко. В советское время присутствие в экспозиции герба Российской Империи не приветствовалось, и картину спрятали «от греха подальше». Многие годы она провела в хранилище за шкафами.
Но насекомые – материал очень хрупкий, требующий бережного обращения и особых условий хранения. В результате значительная часть изображения осыпалась, и его пришлось реставрировать, причем трижды. Для этого использовали насекомых из коллекций Зоомузея, недостающих пришлось даже специально отлавливать. И если исходно в картине-коллекции были насекомые горной области Иллирии, что на восточном побережьи Адриатики, то сейчас это в основном представители нашей энтомофауны.
Историческая ценность экспоната от этого не уменьшилась, а научная и исходно была невелика. Ведь собранных насекомых Фердинанд Иожеф Шмидт не описал и не этикетировал (что это и зачем нужно, мы еще расскажем).
Что же касается версии о зашифрованном в картине тайном послании, есть оно или нет, мы, вероятно, уже никогда не узнаем. Скорее всего, это одна из музейных легенд, которых немало.