Как-то давно, ещё будучи старшеклассницей, я (сама того не подозревая) открыла для себя страшную правду о современном мире. Случилось этот в момент разговора за жизнь с друзьями. Мы обсуждали очередную показанную по ТВ автокатастрофу, в которой погибло три или четыре человека. И кто-то в какой-то момент сказал: мол, ну что это обсуждать, есть события и пострашнее в наше время.
И я вдруг поймала себя на мысли, что наш ужас (ужас для нас самих, для нашей души) состоит в том, что мы привыкли измерять смерть в количестве.
Действительно, в век скоростного транспорта, оружия массового поражения и мировых войн с душой человека произошло одно невидимое глазу, но очень страшное событие. Мы перестали (вероятно, для того чтобы психологически защититься от самоуничтожения) воспринимать смерть нескольких человек (и тем более одного человека) как что-то страшное. Чтобы ежесекундно не пугаться, наверное. За исключением, естественно, своих личных потерь. Такая вот условная гибель трех или четырех человек стала допустимой для нас. Поэтому когда мы слышим про автомобильную аварию, в которой погибло два человека, мы уже почти что никак не реагируем. Такое самооткрывшееся окно Овертона, ведущее в духовную пропасть.
Поэтому мне страшно, но, честно говоря, отнюдь не удивительно слышать (и читать здесь, в Дзене) рассуждения о том, что, скажем, на Донбассе начиная с 2014 года погибло не так уж много людей. В сравнении с тем, что происходит сейчас.
Понимаете, какое невозможное допущение произошло в головах тех, кто так говорит? В мирное время, в стране, которая вроде бы подписывала какие-то там гуманитарные конвенции и договоры, от обстрелов вроде бы как своих людей гибнут гражданские люди. Вот просто перенесите это (не дай Бог) на нашу страну. В какой-то уездный город N., в который прилетит ракета и убьет несколько десятков человек. И представьте себе, что после такого прилёта НИЧЕГО не произойдет. Абсолютно ничего.
Это всё равно что убийцу мы не станем судить на том основании, что "он же убил всего одного человека и один раз". И насильника мы не будем сажать, так как он "изнасиловал всего одну женщину". Понимаете теперь, какое допущение некоторые люди делают в своих головах?
Это в логике военного противостояния жертвы Донбасса начиная с 2014-го года кто-то теоретически может оценивать как некритические. В военной логике - но не в мирной. Тогда почему кто-то вообще говорит о том, что начиная с 2014 года на Донбассе был мир?
Да и насчёт небольших потерь: а кто считал? Те, кто так говорит, они как считают? По какой статистике? По статистике обстрелов? А ведь помимо обстрелов есть ещё казни несогласных гражданских. Сейчас наши ребята продвигаются на фронте - и по мере продвижения они находят всё новые и новые массовые захоронения гражданских лиц в освобождённых населённых пунктах. То есть цифры реальных жертв - они постоянно меняются в сторону увеличения. А есть ещё те, кто до сих пор числится пропавшими без вести в период 2014-2022 гг. (пророссийски настроенные блоггеры, местные депутаты, активисты и пр.). Их как? В какие потери занесём? В случайные? В несуществующие? Был человек - и нет человека? Так, что ли? А есть ещё пропавшие без вести после допросов СБУ священники православной церкви. Их как считать будем? А Олеся Бузину добавим к жертвам? А военных корреспондентов, например Андрея Стенина, куда будем причислять? Или он не считается, ибо работал там? А ещё была водная блокада Луганска, в результате которой было много жертв среди мирных жителей (помните эти знаменитые кадры белых грузовиков из РФ с гуманитарной помощью?). А ещё - погибшие в Доме профсоюзов в Одессе. За которых НИКТО не был наказан. А ведь Одесса никогда не являлась даже той самой пресловутой "зоной АТО"... Ну там-то должны были ЭТО расследовать, должны были хоть КОГО-ТО наказать. Кроме тех самых, кто выжил внутри этого печально известного Дома... Как вам это? Это мало или много? Уже ЗА гранью или ещё НЕТ, сойдёт?..
Так СКОЛЬКО БЫЛО ЭТИХ ЖЕРТВ начиная с 2014-года? Те, кто утверждает, что мало, готовы дать нам хотя бы приблизительные цифры? Или вы и сами не знаете?
Что же касается того, что происходит сейчас, - сейчас идут военные действия. Самые настоящие. В кульминационной фазе. Но для чего они идут? Чтобы длиться вечно? Нет. Чтобы всё прекратилось. Окончательно и бесповоротно. Потому что когда там, на Донбассе, пролилась первая кровь, то война началась именно в тот момент. Не 24 февраля 2022 года, о чём вы. 24 февраля 2022 года нарыв прорвался, не более того.
В общем, как же ответить на вопрос: а в чём измеряется ужас? Сколько нужно было смертей, чтобы мало перешло в много? Да и потом, те, кто сейчас говорят про мало, не стали бы обвинять нашу страну в том, а почему так много? Готовы ли оценщики человеческих смертей дать точную цифру, которая - "вот теперь в самый раз"? И не видится ли самим этим оценщикам в этом нечто нечеловеческое?
Нет у меня ответов на заданные мною же вопросы.