В июле 2022 г Президент России Владимир Путин подписал закон о создании движения детей и молодежи. В декабре 2022 г на первом съезде участников оно получило название «Движение Первых». У организации грандиозные планы: в 2023 году она планирует открыть 10 000 отделений по всей стране в школах, детских центрах, лагерях, интернатах, колледжах и молодёжных центрах. Когда закон о создании российского движения детей и молодежи находился на этапе обсуждения, редакция журнала «Позитивные изменения» обратилась к экспертам, чтобы узнать, как выстроить работу нового движения и что необходимо учесть, чтобы воспитать лидеров позитивных изменений.
По данным председателя комитета Государственной Думы по молодежной политике и председателя Совета Ассоциации волонтерских центров Артема Метелева, одного из авторов закона «О российском движении детей и молодежи», детские организации и проекты «охватывают лишь часть от 20 миллионов детей и подростков».
«Многие и не знают о возможностях. Разные школы — разные подходы. Разные условия рождают несправедливость. Молодежь интуитивно и сознательно хочет объединяться. У сегодняшних молодых ребят есть желание принимать активное участие в общественной жизни страны, желание становиться лучше, развиваться. И мы должны дать эту возможность. Дать ее каждому, независимо от того, живет ребенок в крупном городе или деревне, богатой школе или сельской, лидер он или только пытается себя найти», — писал Артем Метелев в своем телеграм-канале.
По мнению экспертов, есть два подхода к работе с детскими и молодежными движениями: образовательный и молодежный. Образовательный подход основан на обучении по образцам, молодежный же не ставит правильных ответов, а сохраняет возможность для ошибок и анализа. Как считает социальный технолог и педагог Дмитрий Сергеев, молодежный подход должен основываться на рефлексивном мышлении и процессе. Ольга Зубкова, президент Национальной ассоциации развития образования, утверждает, что новым движениям нужно быть внимательными к запросу детей. Важно создать встречные векторы между взрослыми и детьми. Необходимо понимать, что волнует и интересует младшее поколение, и что может быть востребовано разными возрастными группами. Борис Подольный, замруководителя Исполкома ОНФ по региональной работе, добавляет, что также необходимо учитывать мнения педагогов, психологов и экспертов.
Определить параметры развития и сформировать стратегию и идеологию движения должно государство, считают собеседники журнала «Позитивные изменения». Для этого стоит начать с обсуждения видения страны через 20 лет и целей, стоящих перед движением. Ольга Зубкова отметила, что культура играет здесь значимую роль: «Если мы сегодня не воспитаем с помощью базовых культурных ценностей новое поколение, то есть риск, что мы его потеряем».
Не менее важным является вопрос об оценке результативности и перспективности детских и молодежных движений: что может быть KPI и как провести оценку социального воздействия. Дмитрий Сергеев в качестве возможных показателей выделяет: социальные проекты участников движения, количество выпускников движения, которые продолжают ему помогать, число родителей, позитивно относящихся к участию в движении своих детей. Ольга Зубкова считает, что важно оценивать уровень агрессии в детских сообществах, снижается ли он благодаря деятельности участников движения. Самым релевантным способом оценить социальное воздействие являются социологические замеры, говорит Борис Подольный. Он отмечает, что государству, как заказчику, необходимо иметь стратегию и оценивать показатели сейчас и в будущем. При этом важно не спешить с принятием решений и не часто реформировать образовательные и педагогические системы.