"Группа бывших профессоров Института Эротической Инженерии основали орден воздерженцев и в своих манифестах призывали к смирению, воздержанию и прочим малоприятным вещам - но не во всякие, а только в будние дни".
Станислав Лем "Кибериада".
Пока Поместный Собор принимал дурацкие постановления типа:
"Православная Российская Церковь, составляя часть единой Вселенской Христовой Церкви, занимает в Российском Государстве пе́рвенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение" большевики захватили власть.
Иерархи включили "режим дурака" или действительно сошли с ума: "Глава Российского Государства, Министр Исповеданий и Министр Народного Просвещения и Товарищи их должны быть православными". Здесь возникает только один вопрос:
Выдающийся английский философ как-то написал, что конфликт Революции и Церкви - это конфликт конкурентов. Лучше не скажешь. Действительно: Карл Маркс "привнес в коммунистическую идеологию дух еврейского мессианизма". В России возникло две взаимоисключающие идеологии, которые вместе "дышать не могли". Ведь обе претендовали на тотальное господство в умах.
Большевики с самого начала не скрывали своего крайне враждебного отношения к религии вообще и к Российской Православной церкви, в частности. Так, в ст. 65 Конституции 1918 г. "монахи и духовные служители церквей и культов" лишались избирательных прав.
Поэтому, не удивительно, что духовенство активно поддержало Белое движение.
Преувеличивать, конечно, тоже не надо. Товарищ Ленин, несмотря на проводимую им политику борьбы с "религиозными предрассудками", периодически давал указания "не оскорблять чувств верующих". Выступая на I Всероссийском съезде работниц 19.11.18, он заметил: «Бороться с религиозными предрассудками надо чрезвычайно осторожно; много вреда приносят те, которые вносят в эту борьбу оскорбление религиозного чувства». Аналогичная установка была включена Лениным в проект Программы Партии.
Более того, Ильич поддержал просьбы верующих из Ягановской волости Череповецкого уезда содействовать достройке местного храма, заложенного еще в 1915 г. Он послал записку председателю Афанасьевского сельсовета: "Окончание постройки храма, конечно, разрешается".
Но принципиально, это ничего не меняло. Кампания по вскрытию мощей имела пропагандистский характер и началась осенью 1918 г. со вскрытия в мощей Александра Свирского. Пик кампании пришёлся на 1919-20 гг. Хотя отдельные эпизоды имели место и в 30-е.
16.02.19 г. наркомат юстиции принял постановление об организации вскрытия мощей святых на территории России. Более того: был определён «порядок их инспекции и конфискации государственными органами».
Само вскрытие мощей (снятие с них покровов и облачений) осуществляли священнослужители в присутствии медицинских экспертов, представителей местных органов власти. Потом надо было составлять акт. О внешнем виде мощей и их сохранности.
Вскрытие мощей сопровождалось фото и киносъемкой. Часто имело место мерзкое кощунство членов комиссий. Например, плевки и издевательские высказывания.
Не хочется злорадствовать, но... практически все осквернители мощей плохо кончили. Кто-то скоропостижно скончался. А кто-то был ликвидирован, как "враг народа".
Здесь надо отметить две вещи. Первая. Преследованиям подвергались н только православные, но и мусульмане, буддисты, католики, лютеране и представители других религиозных конфессий.
Исключение (на первом этапе) составили старообрядцы. Их большевики даже поддерживали. Во-первых, видели противовес РПЦ. Во-вторых, многие лидеры большевиков (об этом не принято говорить) сами были выходцы из среды сектантов (Ворошилов, Шляпников, Кржижановский и многие другие). Потом, правда, взялись и за старообрядцев, и за прочих сектантов.
Второй момент. Не надо обобщать. В руководстве страны были люди, которые категорически выступали против осквернения святынь и гонений на Православную Церковь: М. И. Калинин, В. М. Молотов, А. И. Рыков и многие другие. Просто умные и порядочные - всегда в меньшинстве.
Но тогда до расстрелов было еще далеко. Более того: до 1929 г. ряд религиозных праздников официально считался «в СССР "особыми днями отдыха". Так в постановлении Уральского областного отдела труда значились следующие "особые дни": Страстная Суббота, "второй день Пасхи", "Духов день", праздник Преображения и Рождество.
Это, впрочем, не помешало большевикам произвести кампанию по "изъятию церковных ценностей". В 1921-22 гг., вследствие неурожая, а также продовольственной политики большевиков разразился голод. РПЦ изначально оказывала помощь голодающим. Но, несмотря на позицию Церкви, под предлогом борьбы с голодом большевики развернули широкомасштабную кампанию по изъятию церковных ценностей. Позднее вы узнаете, куда они делись.
А пока, мы благодарим наших подписчиков из Москвы и Санкт-Петербурга. А нашим читателям из Франции советуем: подписывайтесь на наш канал "Старый Мушкетер". Там интересно...
Храни Вас Бог.