Найти тему
Загадки истории

Что обозначали татуировки белых и красных

Оглавление

Мода на татуировки в нашей стране возникла примерно в те годы, когда и началась серьезная смута – во времена Первой мировой, Революции, Гражданской войны. Хотя и нельзя утверждать, что ранее татуировки никто не делал. Делали, конечно. Рисунки на теле в человеческой культуре появились задолго до начала 20 века. Николай Второй, например, имел на руке изображение дракона. Эту татуировку он сделал в 1891 году, когда побывал в Японии.

Среди белых и красных было много «расписных». В этой статье я хотела бы рассказать, откуда что взялось.

Татуировки у красных

Начнем с тех, кто в Гражданской войне взял верх. Татуировки у красных имели разное происхождение. Ведь разное происхождение имели и люди, решившие построить в России коммунизм.

В первую очередь, нужно вспомнить о матросах, которые, как теперь кажется, все разом поддержали революцию. На самом деле, такого не было. Многое зависело от политических взглядов, убеждений, а не от рода деятельности и войск.

Сразу вспоминаются такие персонажи, как матрос Железняков, который якобы разогнал Учредительное собрание. Ничего особенного этот герой Революции не сделал, но имя вписали в историю.

Железняков позже командовал конной батареей. А был еще такой: Павел Дыбенко – тоже человек с флота.

Эмигрант Михаил Дьяков вспоминал, как в годы Гражданской в Туле казнили 42 матроса, которые «позорили имя красноармейца». У одного здоровенного детины в тельняшке на груди было вытатуировано: «Море – могила моряка».

Присутствовали якоря, морские звезды, русалки и всё такое прочее. Не будет ошибкой сказать, что Революцию вершили матросы. Отчасти.

Вторым мощным крылом красных были представители преступного мира. Большевики действовали по типичной и довольно рациональной схеме: они открывали двери тюрем, выпускали заключенных – людей, которым был ненавистен царский режим.

Михаил Гарнет в свое время написал книгу «Преступный мир Москвы», где речь идет в том числе и о «блатных» татуировках, среди которых были популярны: сердце, нож, бабочка.

Есть один довольно яркий пример: Шлема Аронов Аснин. Этот человек был сподвижником матроса Железнякова, склонявшимся больше к анархизму, чем к большевизму. И, тем не менее.

Аснин был отправлен в мир иной в 1917 году. А криминалисты описали его татуировки:

1. На правом предплечье – татуировка темно-синего цвета, изображающая обнаженную женщину. Возле ног – буквы: «М» и «Б». А рядом надпись: «Марфуша».

2. На левом предплечье – изображения якоря и сердца, пронзенного стрелой.

3. Также на теле анархиста было изображение фаллоса, дополненное известным словом из трех букв.

Ничего выдающегося, по тем временам, в татуировках Шлемы не было.

Позже некоторые большевики стали колоть себе на теле звезды. А еще позже – портреты вождей: Ленина и Сталина.

Кстати, про Иосифа Виссарионовича: вероятно, вы слышали или читали, что у него на груди было изображение черепа. Якобы Коба сделал себе такую татуировку, находясь в одной из ссылок.

Ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию не представляется возможным, так как нет фото Сталина, обнаженного по пояс.

Известно, что черепа на теле носили люди, имевшие авторитет в криминальных кругах.

Белые

Встречалось разное у них. Ведь белогвардейцы тоже были из разных сословий. Стереотипно считается, что в движении состояли только представители знати, «белая кость». Но нет же. Хватало и простых людей. Казаки воевали за белых. Многие.

Если уж говорить про представителей аристократии, то их татуировки были, в основном, на восточную тематику. Как и Николай: «набивали» драконов, иероглифы и тому подобное.

-2

Сохранилось изображение атамана Бориса Анненкова, обнаженного по пояс. На его теле можно увидеть:

1. Дракона – типичная отсылка к восточной философии.

2. Паутину – это, скорее, что-то из области криминального мира. Хотя однозначно утверждать нельзя.

3. Череп и кости. Это Адамова голова – знак того, что человек верен православию, готов идти до победного конца за свои идеалы и страну. Был такое девиз еще: «Родина или смерть». Либо грудь в крестах, либо голова в кустах. Третьего не дано.

Есть версия, что Анненков сделал третью татуировку, находясь уже в китайском плену. Но это особо положения дел не меняло. Атаман на собственном теле расписался в том, что верен идеалам.

Кстати, многие бойцы, находившиеся под командованием Анненкова, делали татуировку следующего содержания: «С нами Бог и атаман Анненков».