Найти в Дзене

Британская логистика Крымской войны

Нападать на Россию в Крыму для наших «европейских партнёров» - идея навязчивая. А в 1853 году она была ещё и новая. В те далёкие времена, когда дорожная инфраструктура на крымском направлении России была в зачаточном состоянии, идея казалась, вообще, гениальной. Всё просто. Высаживаешь десант, овладеваешь одной из бухт полуострова и, пользуясь господством на море, обеспечиваешь доставку войск и ресурсов в любых количествах. Так и получилось. Англо-французско-сардино-турецкая коалиция, захватив Балаклаву, высадила войска, обустроила осадный лагерь у Севастополя, а в самой Балаклаве создала базу снабжения. Гладко было на бумаге, но забыли про овраги – гласит русская пословица. «Европейские партнёры» умудрились забыть не только про овраги, но и про горы. Таким образом, преодолевая по морю 5 тыс. км, европейская логистика рушилась на последних 10 километрах по суше. От Балаклавы и до расположения самой коалиционной армии. Союзники даже пытались строить железную дорогу. Дважды. Безуспешно.

Нападать на Россию в Крыму для наших «европейских партнёров» - идея навязчивая. А в 1853 году она была ещё и новая. В те далёкие времена, когда дорожная инфраструктура на крымском направлении России была в зачаточном состоянии, идея казалась, вообще, гениальной. Всё просто. Высаживаешь десант, овладеваешь одной из бухт полуострова и, пользуясь господством на море, обеспечиваешь доставку войск и ресурсов в любых количествах. Так и получилось. Англо-французско-сардино-турецкая коалиция, захватив Балаклаву, высадила войска, обустроила осадный лагерь у Севастополя, а в самой Балаклаве создала базу снабжения.

Гладко было на бумаге, но забыли про овраги – гласит русская пословица. «Европейские партнёры» умудрились забыть не только про овраги, но и про горы. Таким образом, преодолевая по морю 5 тыс. км, европейская логистика рушилась на последних 10 километрах по суше. От Балаклавы и до расположения самой коалиционной армии. Союзники даже пытались строить железную дорогу. Дважды. Безуспешно.

Что интересно, из армии в Лондон летели заявки на провиант и боеприпасы, эти заявки удовлетворялись, караваны судов пребывали в Балаклаву. Очередь на разгрузку достигала двух месяцев. Грузы складировались тут же. Но дальнейшая доставка в войска была затруднена в виду отсутствия гужевого транспорта и бардака, который сумели организовать интендантские службы союзников.

К слову, английский власти Балаклавы, кроме всего, придумали взымать портовый сбор с судов, доставляющих грузы для армии. Чего здесь больше, идиотизма, корысти, или попыток приостановить поток грузов, с перевалкой которых справиться не представлялось возможным – не известно. Но очень помог разгрузить Балаклавскую бухту шторм 14 ноября 1854 года. Союзники даже именовали этот шторм «Великим».

Обычный русский шторм вероломно крушил суда, пришвартованные у причальных стенок, и смывал в море грузы, размещённые на причалах открытым способом. В море уходили тюки с мукой, консервы, табак, доски, порох. В море смыло абсолютно все запасы сена, без которого существование кавалерии становилось невозможным. Невозможной, без лошадей, становилась и доставка грузов в войска.

Весь британский флот вышел в море на вылов сена. Сено было собрано и высушено. Однако, после его употребления начался падёж лошадей. Пропитанное морской водой сено убивало животных.

После шторма вода в бухте Балаклавы стала похожа на выгребную яму. В ней плавали распухшие покойники, трупы животных, тюки с мукой. Из-за большого количества продуктов в бухте обосновались полчища крыс. В союзных войсках началась повышенная смертность. Армия начала голодать. К голоду добавился тиф, туберкулёз и цинга. А вслед за ними пришла и настоящая русская зима, которую и коренные жители Крыма видят один-два раза в жизни. Вот тут и начался настоящий Ад.

При всех ошибках и глупостях, при всех естественных сложностях построения логистики снабжения коалиционных сил в Крымскую компанию, никто не нанёс этой логистике большего ущерба, чем британская коррупция, воровство офицеров высшего и среднего звена, перерастающее в мародёрство. По свидетельствам современников, зимой доходило до продажи офицерами солдатам дров. На докладе в английском парламенте было заявлено, что «за 40 лет после Наполеоновских войн единственное, чему мы научились — это набивать свои карманы за счёт армии и флота. Деньги, а не выполнение боевой задачи, поставлены во главу угла».

Сейчас трудно гадать, чем бы всё закончилось, прояви Россия больше упорства. Сумей перебросить в Крым одну из своих европейских армий. История сложилась так, что «Парижский мир» зафиксировал признание Россией своего поражения. Россия соглашалась на демилитаризацию черноморско-азовского бассейна и отказывалась от военного флота. После этого, удовлетворённые «европейские партнёры» могли гордо уносить ноги. Что они и проделали. И больше не возвращались. Даже после того, как «Россия передумала».