Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

Деградация школ или попустительство властей. Почему в Австрии много безграмотных

А вы знали, что в Австрии, сопоставимой по населению с Республикой Беларусь (и там, и там проживают на данный момент около 9 млн. человек), почти миллион, а точнее 950 тысяч человек, не умеют ни читать, ни писать? 600 тысяч — это рождённые в Австрии, остальные 350 тысяч — эмигранты. Как в одной из самых респектабельных европейских стран — так, во всяком случае, многим до сих пор кажется — может существовать такое количество безграмотных? Что могло случиться в жизни австрийцев, раз они не смогли получить эти первостепенные навыки?

Причины лежат, прежде всего, в том, о чем непринято говорить вслух — в неблагополучии в семье, деградация школьного образования и попустительство всей политической системы, напрямую заинтересованной в оглуплении масс.

Журналистское расследование австрийского телеканала повествуют о том, как живут эти люди. Как купить билет на вокзале, если есть только билетный автомат, и как разобраться в вывесках и найти нужную станцию метро. Многие из этих людей стесняются своего недостатка и даже не подают заявление для получения пособия на бирже труда, ведь тогда бы им пришлось заполнять формуляр, а это им не под силу.

Молодой парень рассказывает в интервью от том, что он закончил школу, но «чтение и письмо не входило в его приоритеты». То есть в Австрии можно получить школьный аттестат, не умея читать? Оказывается, да. Странно, что никто не заинтересовался до сих пор проблемой этого парня и не отправил к специалистам. Он был рядовым школьником, просто «боявшимся букв». О каком уровне общего школьного образования тогда можно говорить?

По своему опыту жизни в ЕС могу сказать, что школ, примерно соответствующих уровню обычных российских или белорусским школ, там менее 10%. Они носят гордое название «гимназии» и попасть в них можно только по рекомендации школьной комиссии после 4 класса. Для остальных выпускников начальной школы остаются еще несколько типов учебных заведений, отличающихся друг от друга по степени убожества преподавания и опасности нахождения там. В том типе школ, который в Германии называется «основная школа» (Hauptschule) уроки бывают далеко не каждый день, а на все предметы можно ходить с одной тоненькой тетрадкой, ведь все равно в нее практически ничего не записывается. Видимо, одну из таких школ и окончил персонаж этого фильма.

Фото: архив МП, носит иллюстративный характер
Фото: архив МП, носит иллюстративный характер

В школах, называемых гимназиями, требования гораздо выше. Однако опасность заключается в другом. Все обучение построено на жесткой доктринизации ребенка. На любом из предметов, от биологии до математики, ученикам «промывают мозги» в соответствии к актуальной мировой политикой. В 2020-2021 году это было «Мы все умрем, если не будем соблюдать антиковидные ограничения и не привьемся столько раз, сколько скажет любимое правительство». Школьники слушали эти вливания по несколько часов в день. Неудивительно, что детские психиатрии переполнены и запись к психиатру нужно ждать до полугода. С 2022 года главной доктриной стало: «Мы помогаем несчастной Украине в борьбе с ужасным Путиным, который хочет сбросить на нас атомную бомбу». Детей с русскими корнями заставляют плевать в портрет президента и публично отказываться от родины предков. Как думаете, что вырастет из этого общества?

Детей морально обрабатывают, даже если напрямую ничего не говорят. Как мне рассказывала одна знакомая, годовая оценка в гимназии, где учится их сын, складывается из оценок за письменные работы и — внимание! — из количества времени в классе, проведенного с «поднятой рукой». Не важно, ответил ли школьник вообще, ответил ли он правильно или нет, важно, как много времени он выражал свою готовность к ответу — в русле всеобщей доктрины, конечно же. Любые проявления собственного мнения караются отчислением и обрубают всякие шансы на дальнейшую успешную карьеру.

В финале журналистского расследования о неимоверном количестве безграмотных в стране вальсов и Альп какой-то австрийский политик сетует: «Да, проблема есть, но мы не знаем, как ее исправить». Что, простите? Вы, люди у власти, располагающие государственным бюджетом и рычагами для построения общества, не знаете, как научить население чтению и письму? Эту проблему с успехом начали решать более 150 лет назад, и в таких отсталых, на ваш взгляд странах, как Беларусь, она давно преодолена. Это «не знаем, как решить» может быть только лицемерием, скрывающим истинные причины, озвученные выше.

Автор: Марина Румянцева