Найти тему
Строки на веере

Ближнее море#. 4. Последний кусочек колбасы. Будка Ахматовой. Ваш портрет. Забастовка домашних вещей. Как приходит слава

Последний кусочек колбасы

Отказалась от мяса с незапамятных времен и ни­ сколько не жалею об этом. Хватит уничтожать братьев наших меньших. Рыба? Рыба — другое дело. Вот поду­майте сами: если Ной собирал в ковчег всякой твари по паре, кого там не было?

Рыб. Почему? Да потому что какой смысл спасать рыб от наводнения?

Вот поэтому рыбы не наши побратимы и родственни­ки, не те, чье спасение было санкционировано свыше, — исходя из этого, рыб есть можно.

Во всяком случае, это я так научилась отшучиваться.

А на самом деле ковчег здесь, конечно же, ни при чем. Просто однажды я начала замечать, что после са­мой обыкновенной котлеты не могу не то что прыгнуть повыше, а даже двигаюсь словно беременная слониха. Не ем мяса – и спокойно порхаю по сцене. И еще одно: невыносимо после трапезы видеть на тарелки кости. Ощущаешь себя в кунсткамере или на кладбище домаш­них животных.

Ну, в общем понятно. Решила отказаться от мяса, ска­зала — отрезала. Сначала не хватало чего-­то, потом при­выкать начала. Иногда брат или мама спросят: ну ты хоть в этом году попробуешь мяса? Я только плечами пожимаю. Зачем?

Но вот настал момент, когда после десяти лет воз­ держания от поедания безвинных животных я все же нарушила свой обет.

Произошло это в Японии, в клубе, где я работала.

В заведении тогда была хима — дико скучное время, когда за целый день не зайдет ни один клиент и все ра­ботающие там девочки вынуждены сидеть в вечерних платьях и полном гриме, ожидая невесть чего. Танце­вать для пустых столов и скучно торчащих в проходах официантов, обрывать телефоны знакомым, умоляя их хотя бы ненадолго заглянуть в клуб?

В один из таких унылых вечеров к нам неожиданно заявился страшно вредный тип, с которым при лучшем раскладе я бы точно за один столик не села. Но сейчас мы и такому гостю были рады.

За что мы его не любили? Вроде и собой недурен, и умишко какой­-никакой у мужика наличествовал. Про­сто больше всего на свете обожал он издеваться над людьми. То назначит девушке встречу минут за пятнад­цать до начала работы: мол, поднимемся вместе в клуб, а я упрошу хозяина с тобой погулять. Девчонка ждет, волнуется, звонит ему на трубку. А он ей отвечает: мол, уже близко, в пробке застрял, уже видит ее.

А потом за пару минут до начала работы, когда у де­вушки уже истерика, возьмет да и отменит все: дескать, дело неотложное появилось. Вот и несется бедняжка на работу, ломая каблуки и мешая на лице слезы с кос­метикой. Опоздание — 300 баксов, такие деньги на до­роге не валяются.

Или для смеха возьмет и вместо пенки для волос подсунет крем для депиляции… На тюбике ведь иерог­лифы — попробуй разберись.

В общем гад он, хоть и японец.

А в тот день по всем приметам вижу: ко мне решил прикопаться. Сидит в компании филиппинок и двух украинок, и всей компанией они на меня взгляды ки­дают. То он посмотрит, то они, то он, то они…

Наконец позвали меня за стол.

— Ты самая белая в клубе! — смотрит на меня, по­сверкивая очками­половиночками.

— Возможно, — скромно опускаю глаза. «Самая, са­мая, это все знают. Японки за такую белизну состояния спускают, а на меня это совершенно бесплатно свали­лось».

— И лучше всех танцуешь?

«Тоже не поспоришь. Звезда шоу, она и в Африке звезда». Смотрю, пытаюсь понять, какую каверзу для меня изобрели. Не может же он без гадостей.

— Ичибан?!

— Нет, вот это неправда. Ичибан, то есть первый но­ мер — за моей подружкой Линдой. У нее отличный японский и гостей больше. Мои же в основном на шоу приходят. Так что далеко мне до совершенства.

— Все равно самая-­самая… — довольная круглая рожа расплывается в умильной улыбке.

Ну точно, сейчас что-­то скверное предложит.

— Я слышал, что ты еще и вегетарианец? Колбаски не желаешь?

Одна из девушек пододвигает ко мне тарелочку с ак­куратно разложенными кружками салями.

— Домо аригато. Нику таберу най[1], — кланяюсь я.

— Табетай[2]?

— Хай. Содес[3].

— Дозо[4],— тарелка двигается ко мне.

— Нику таберу най[5].

— Иронай дес ка[6]?

— Зен­-зен иронай[7].

В это время одна из украинок подсаживается ко мне, а филипинка начинает что-­то шептать гостю.

— А за тысячу йен будешь? — бумажка ложится ря­дом с тарелкой. — Один кусочек колбасы за одну тыся­чу йен, — поясняет мне украинка. — Тысяча йен — это десять баксов. Ну что тебе будет от одного кусочка сер­велата? Проблюешься в туалете и все.

Я отрицательно мотаю головой.

Передо мной ложится вторая тысячная бумажка.

— Нет.

Гость роется в бумажнике и достает пять тысяч йен.

— Гоминосай, декинай[8].

— Ичи манн[9]?

Девчонки смотрят на меня во все глаза. Ичи манн — 100 долларов. Можно сказать, ни за что.

Разочарованный гость показывает жестом, что раз­говор закончен. Закрывает бумажник. Я кланяюсь и на­правляюсь к диванчику, с которого за нами наблюдают другие девчонки.

— Джулия!

Я снова разворачиваюсь и с дежурной улыбкой под­хожу к тому же столику. Где теперь рядом с колбасой лежат две бумажки по десять тысяч йен. Он решил из­ деваться надо мной по полной программе.

Следом за второй на стол с мягким хрустом опуска­ется третья бумажка. Триста баксов. За эти деньги мог бы снять себе проститутку и получить удовольствие, а он…

Воздух вокруг нас словно напитан током. Девчон­ки, ожидающие нас на диване, злятся, что я не беру день­ги. Мой мучитель побагровел, глаза блестят, пальцы лихорадочно двигаются в бумажнике. Ну же?

Я закрываю глаза. Скрип кожи, вздохи и стоны со стороны бара. Мягкий шорох очередной бумажки на столе. Все в порядке. Открываю глаза — четыреста дол­ларов.

Неслабо на сегодня. Тем более, если учесть, что хима, клиентов нет и заработков тоже.

Но я сдерживаюсь, чтобы не взять деньги в тот же момент. Желающий заставить меня переступить через свое «я» человек не примет легкой победы. Еще бы — самая красивая, самая белая, лучшая танцовщица клу­ба… Я просто не имею права сдаться ему за столь нич­тожную сумму.

Хотя почему нет?

— Пятьсот!

Я смотрю на симпатичные бумажки на столе, но не вижу их, вслушиваясь, что происходит вокруг. Девчон­ки уже не сидят на диванчике – они без разрешения подошли и сгрудились вокруг нашего столика, менед­жеры не строжат. Должно быть, делают ставки: кто кого.

Перевожу взгляд на сидящую рядом с гостем филип­пинку. И только тут замечаю ее судорожные жесты. Ага, понятно, у него нет больше свободных денег! А значит, ставка уже не увеличится ни на йену, клиент заберет бабло и уйдет, жутко обиженный на клуб. Уйдет и не вернется. И мы будем в этом виноваты.

Кому в результате лучше? А никому. Я давно хотела вспомнить вкус копченой колбасы, так почему не сде­лать это за 500 баксов?

Изобразив муку на лице, я сгребаю со стола свои заслуженные сребреники и, выказывая всяческую гад­ливость, беру наконец кругляшек колбасы. Со стороны может показаться, что я запихиваю себе в рот отврати­ тельного таракана или жабу.

Еще один важный момент: унижение самой краси­вой и самой белой женщины должно быть обязательно публичным, должно быть невыносимым для нее, при­чинять страдания. Только при таком раскладе говнюк останется довольным и не бросит шляться в этот клуб.

Решив наконец, что необходимый минимум выпол­нен и пантомима удалась, я кладу на язык пахнущий копченостями кусочек колбасы и начинаю его тщатель­но пережевывать.

Желая подыграть мне, менеджер притаскивает ста­канчик «Хеннесси», дабы я могла запить «отраву».

Когда­-нибудь, когда у меня будет семья, дети и вну­ки, я соберу их у зажженного камина в нашем доме и расскажу про то, как съела свой последний кусочек от­личнейшей копченой колбасы. Съела за пятьсот бак­сов. Хоть в книгу рекордов Гиннесса отправляй!

Будка Ахматовой

Вот говорят — спонсоры, меценаты… Иной спонсор­ даритель даст на копейку, а потом из тебя душу вытря­сет, вынимая благодарность. Другой выдаст денег на ли­монад детдомовским детишкам, а сам ходит потом го­голем — облагодетельствовал.

Впрочем, земля русская во все времена была богата щедрыми и скромными людьми. Ну вот, например, сколько лет стояла без ремонта будка Ахматовой в Ко­марово? Сорок. Развалилась уже почти — что такое дом без хозяина, сами понимаете. И что же, приехал как­-то в Комарово Александр Петрович Жуков — геолог, док­тор наук, бизнесмен.

Пришел поклониться Анне Андреевне в ее день рож­дения 23 июня, на домик полуразвалившийся поглядел, головой покачал и… что вы думаете? Отремонтировал.

-2

Не сам, конечно, рабочих прислал. Но это ведь не пять копеек — полностью восстановить развалюху, пре­вратив ее в добротный дом, в котором даже обои покле­ены, как при Анне Андреевне. Об этой немаловажной детали советовались с Анатолием Найманом — секре­тарем поэтессы.

Постоит еще будка Ахматовой, послушает, как шумят высокие сосны и клены, посаженные лично поэтессой. Не простые клены — наши, питерские. Художница Ва­лентина Любимова привезла черенки кленов из парка Фонтанного дома в Петербурге, где много лет жила Анна Андреевна. Клены, те самые клены, посаженные Ахматовой, живы!..

Вот пишу я эти строки и размышляю: вроде бы как не самый великий подвиг, а в то же время… на душе де­лается тепло и радостно.

У Аркадия и Бориса Стругацких есть замечательное произведение «Трудно быть богом». А ведь быть чело­ веком, пожалуй, труднее.

Ваш портрет

На вручении АБС­-премии в 2010 году встретились Аллан Кубатеев и Яна Дубинянская — Яна как раз ста­ла финалистом премии Стругацких в номинации «ху­дожественное произведение», и ее все поздравляли!

Аллан протиснулся к Яне и, представившись, напом­нил, что они уже списывались в ЖЖ.

— Да, я вас сразу же по юзерпику узнала, — весело ответила писательница.

Неплохой комплимент, если учитывать, что на юзер­пике у Кубатиева Марлон Брандо в «Апокалипсис now».

Алан Кубатиев
Алан Кубатиев

Забастовка домашних вещей

— Мама, дядя Виталя, наверное, дома, его комната закрыта, — врывается в поток мыслей Динька.

— Вряд ли, дорогая. У него сегодня рабочий день.

Динька на мгновение исчезает и тут же появляется с озабоченной мордашкой.

— Его точно нет дома? Куртка и зимние сапоги на месте.

— Динечка, — вздыхаю я, — взрослые люди вынуж­дены ходить на работу, даже когда их комнаты закрыты наглухо и все куртки в качестве протеста остались дома.

Как приходит слава

Событие, о котором пойдет речь, произошло в во­ семьдесят третьем или восемьдесят четвертом году. Не суть. Главное, что «Комсомольская правда» решила опубликовать материал о художнике Кудрявцеве. Уже было несколько статей, где из Анатолия пытались сде­лать этакого героя-­корчагинца: еще бы, инвалид, кото­рый не спился, не впал в самый страшный грех — отча­яние. Стало быть, герой. Что же, отчасти они правы, хотя только отчасти. Ведь это же личное дело каждого, как распорядиться своей жизнью. Плакаться, что нет денег, здоровья, любви, что ушло детство, где-­то заблудился разум; или жить, каждый день делая что­-то светлое, доб­рое, настоящее, создавая миры, в которых другие в ми­нуты отчаяния найдут свой приют, свою зачарованную страну, свой волшебный сад.

-4

Пришла к Кудрявцеву журналистка, записала интер­вью. Пообещала, что непременно покажет текст для сверки, что не разрешит публиковать, пока сам худож­ник не ознакомится и не проверит все до последней запятой. Вот, мол, как у нас в «Комсомолке» работают, не чета другим газетенкам. Все они так говорят, потом никогда ничего не показывают, наскоро собирают текст, отправляют в редакцию, там его потом перерабатыва­ют по-­своему, а в результате…

Разумеется, она позвонила уже после того, как от­правила текст, да и после того, как статья вышла и сде­лать ничего уже было нельзя.

— Мне позвонили из редакции, спросили, можно ли в конце статьи дать твой домашний адрес, — извиняю­щимся тоном сообщила она по телефону.

«Комсомольская правда», у которой тираж 11 мил­лионов экземпляров. У Анатолия закружилась голова.

— В общем я дала, это… ничего? — журналистка по­спешила еще раз извиниться и повесить трубку.

«Ладно, — попытался успокоить себя Толя, ну, при­дет писем пять-­шесть, ерунда».

Первые два дня после выхода статьи прошли спо­койно, а на третий на квартиру Кудрявцевых низверг­ся поток писем. Что называется — пришла слава!

Такого никогда прежде не случалось ни в жизни Толи, ни в тихой квартире его родителей, не бывало ни на улице Карпинского, ни даже на ближайшей к дому почте. Писа­ли из разных городов, сел, поселков, с торпедных катеров, из тюрем, домов умалишенных. Писали с заводов, фаб­рик, из детских домов. Старушки присылали деньги, девушки объяснялись в любви, томящиеся в местах не столь отдаленных зеки рассказывали о своей судьбе, прося у художника совета, как жить дальше. Кто-­то хо­тел, чтобы Анатолий дал ответ на интересующий воп­рос, кому­-то не терпелось договориться о личной встре­че, с БАМа летели посылки с орехами, Молдавия слала ящики с яблоками и банки с вареньем. Посылки шли десятками, среди теплых носков, украинского сала и банок с солениями попадались книги и журналы. Самый пик писем произошел, когда Кудрявцев несколько дней подряд получал до 1200 посланий. Почтальоны отказа­лись носить письма, и отец Толи был вынужден ходить на почту с рюкзаком. Ах, какие это были письма! Пухлые конверты с фотографиями, вырезками из газет, написанные убористым почерком откровения, стихи…

Письма валялись везде и всюду: на кроватях, тумбоч­ках, столах; пачки писем складывали в коробки из-­под обуви, отправляли на книжные полки и в платяной шкаф; письма были на кухне и в прихожей, так что на­чинало казаться, будто бы они перемещаются каким-­то фантастическим образом, самостоятельно выбираясь из Толиной комнаты и постепенно занимая все про­странство квартиры.

Все члены семьи и друзья Кудрявцева были вовле­чены в процесс чтения все поступающей и поступаю­ щей корреспонденции. Самые интересные бережно от­кладывали для виновника эпистолярного бума, но даже и этого было много. Ну сколько человек может за день прочитать писем? И сможет ли он делать еще что-­то помимо этого, когда чуть ли не над каждым посланием нужно было подумать, в каждое вникнуть. Добавляло трудностей, что как раз в это время Анатолий писал диплом в Академии художеств.

— В основном писали о себе, своих проблемах, стра­хах, тревогах, — рассказывает Кудрявцев, — тогда не было Интернета, нужно было с кем­-то поделиться. А тут статья с автопортретом и реальным адресом. И вот народ кинулся писать.

Многие обижались, что я не отвечаю.

Я посчитал: чтобы мне всем ответить, с тем услови­ем, что я пишу по одному письму в день, мне бы потре­бовалось 30 лет жизни.

В разгар почтового бума начали приходить различ­ные делегации: рабочие с АвтоВАЗа, пионеры с горна­ми, заявлялись представители сексуальных мень­шинств, последние томно заглядывали в глаза художни­ку, пытаясь углядеть ответную реакцию, отзыв – пароль. Не удавалось. Уходили… Жулики делали попытки обо­красть. В детских домах боролись за звание «Кудрявцев».

Когда посмотришь географию этих писем: Грузия, Чеч­ня, Молдавия, с Крайнего Севера, с острова Котлан...

«Вот сейчас выйду из яранги, меня олень ждет, — рас­сказывала о своей жизни девушка из далекой чукот­ской деревни, — сяду в нарты, возьму в руки хорей и помчусь в город на почту письмо отвозить».

«Приезжайте к нам в Чечню, — зазывал невидимый друг из далекого горного аула, — будем рядом сидеть, шашлык, долма кушать».

Потом поток писем пошел по затухающей, но, что осо­бенно приятно, Анатолий по сей день продолжает обще­ние с несколькими людьми из тех, кто заметил когда-­то в «Комсомолке» портрет художника и написал ему.

[1] Большое спасибо. Мясо не ем (яп.).

[2] Хочешь есть?

[3] Да, конечно.

[4] Пожалуйста.

[5] Мяса не ем.

[6] Не признаешь?

[7] Совсем не признаю.

[8] Извините, не могу.

[9] Десять тысяч иен?

Полностью книгу "Ближнее море" можно прочитать на сайте АвторТудей: https://author.today/work/169183