Найти в Дзене

«Метабарон»: культовый комикс Алехандро Ходоровски

Сага о Метабаронах - серия научно-фантастических комиксов о совершенных воинах и тех, кто им противостоит, автор идеи и персонажей - Алехандро Ходоровски. В этой статье пойдет речь о вышедшем в 2019 году томе, состоящем из четырех выпусков: «Техноадмирал Вильгельм-100», «Антибарон Хонрад», «Технокардинал ОРН-В», «Трансчеловек Симак».

Обложка книги
Обложка книги

Алехандро Ходоровски - почти человек-оркестр. За почти 94 (!) года жизни кем он только ни успел побывать, от актера, режиссера и продюсера до... спиритуалиста, таролога и психотерапевта:

Алехандро Ходороовски — актёр, режиссёр, продюсер, композитор, драматург, мим, писатель, автор комиксов и психотерапевт. Особенно известен своими эзотерическими, сюрреалистическими и шокирующими фильмами, а также рядом комиксов. Кроме того, он — спиритуалист, придерживающийся течений нью-эйдж и дзэн, и один из ведущих мировых исследователей Таро. С конца 1990-х годов большое внимание уделял разработке психотерапевтической методики под названием психомагия, нацеленной на излечение от психологических травм, полученных на ранних стадиях жизни (Википедия).


Персонаж
Метабарон впервые появился на страницах комиксов в 1981 году - и понеслось. Серия приквелов, и, конечно, прямые продолжения развернули сюжет на несколько поколений Метабаронов и осветили жизнь каждого из них в формате захватывающей космической оперы, в которой угадывается как сильное влияние древнегреческого эпоса, так и «Дюны» Фрэнка Герберта. Оно не случайно: в 1973 году Ходоровски привлекался к созданию этого фильма на ранних стадиях. Так что "почерк" и "след" «Дюны» виден на страницах графического романа невооруженным глазом.

В комиксе бесконечно красивая графика, настолько динамичная, что при чтении чувство будто фильм смотришь. Или его распечатанную раскадровку.
В комиксе бесконечно красивая графика, настолько динамичная, что при чтении чувство будто фильм смотришь. Или его распечатанную раскадровку.

Думаю, что среди поклонников современной научной фантастики нет тех, кто совсем не слышал бы о Метабаронах и Техносвященниках. Я слышала - до недавнего времени, правда, краем уха, но по долгу службы выдалась возможность познакомиться с этой историей поближе. Поначалу, когда я открывала «Метабарон. Том 1», были опасения, что будет сложно вникнуть в эту вселенную без знакомства со всеми предыдущими выпусками, но эти опасения развеялись с первой же страницы. Стиль повествования таков, что, в принципе, читать можно с любой смысловой части - да, есть ощущение, что за всем этим стоит глобальная предыстория, но так как читатель вместе с героем погружается в происходящее здесь и сейчас, он осваивается по ходу.

Вселенная, в которой живет Метабарон, и где его враги-технократы никак не могут утолить свою жажду обогащения, очень интересна. С точки зрения фантастической составляющей всё круто: тут тебе и роботы-слуги, и искусственный интеллект в виде голосового помощника для управления космическим кораблем, и звучные термины, фичи, гаджеты (если так можно назвать "аксессуары", которые заменяют героям обычные человеческие конечности). Очень атмосферно - не только из-за графики, хотя сцены драк, ранений, взрывов, битв и расправ прорисованы так, что мало не покажется. Особую самобытность добавляют их колоритные ругательства, в которых идет постоянное уничижение человеческого (докиборгового) прошлого цивилизации: не просто д*рьмо, а палеод*рьмо, не просто трусливый страус, а палеостраус, и не чертово отродье, а чертово био-отродье - и все в таком роде.

Просто это фантастически красиво.
Просто это фантастически красиво.

Повествование динамичное, местами жесткое, бескомпромиссное и весьма циничное, отборно кровавое, щедро сдобрено иронией и снижением пафоса - в духе фильмов Тарантино. Особенно злодейский злодей Технопонтифик - как будто вышел из «Омерзительной восьмерки» (только перед этим съел несколько десятков других героев). Отъявленная скотина бездушная технократическая масса, которой доставляет удовольствие, например, ослеплять людей просто потому что у них очень прикольно при этом глаза высыхают. Мухахахахаха.

Вот это огромное лицо, не влезающее в кадр - главгад. И, кстати, тут вам и "палеостраусы" затесались)
Вот это огромное лицо, не влезающее в кадр - главгад. И, кстати, тут вам и "палеостраусы" затесались)

Интересная особенность: при всей кровавости, жесткости и детализации (например, вырезание плода из чрева женщины и тд), есть здесь то, что прорисовано и прописано весьма романтично и тонко - не сказать бы, целомудренно. Это эротические сцены, коих здесь выше крыши, но они абсолютно далеки от анатомических подробностей и "суровой правды жизни". Даже если до этого нам дали понять, что там вовсе не нежно-лиричные поглаживания, а самое что ни на есть жесткое действо. Например, нам ранее рассказывают, как один из героев затребовал себе самых красивых куртизанок, а с утра их всех нашли с перерезанными глотками... и остается только догадываться, что там творилось... Но когда до этой сцены доходит повествование, выглядит это так:

Видите? Абсолютно целомудренно)
Видите? Абсолютно целомудренно)

То есть, если сравнивать с теми же «Хранителями», там такого рода сцены прорисованы куда откровеннее. А вот уровень жести в вопросах резни, боев и тд в этих графических романах абсолютно идентичный.

Маленькая ремарка. Я упомянула творение Алана Мура, но сделала это по одной простой причине: на сегодняшний день это единственный комикс, который я читала помимо «Метабарона». У меня небольшой опыт в этом литературном направлении, поэтому такие аналогии - а вообще тут сравнивать нечего. Разные вселенные, разная графика, разный визуал, разные персонажи, разная смысловая нагрузка, но и там, и там очень круто и захватывающе.

-6

Лично меня вселенная Метабарона захватила и увлекла, что хорошо - сейчас я как раз работаю над выпусками 5-8, которые выйдут, надеюсь, в этом году (скорее всего, осенью) в виде книги «Метабарон. Том 2». Примечательно, что в оригинале комикс франкоязычный и написан очень хорошим языком - классическим с точки зрения правил грамматики и построения текста. Есть многие ироничные моменты, которые, к сожалению, не донести на 100% в переводе на русский, но кто изучал французский, поймет, о чем я говорю. Есть одно время, Passé Simple, которое существует только в письменном виде и уже практически только в классической литературе - так как оно абсолютно идентично по смыслу времени Passé Composé ("обычному" прошедшему завершенному времени). Так вот, я была очень приятно удивлена, что робот-рассказчик Тонто, верный слуга Метабарона, ведет повествование именно в этом самом "почти устаревшем" Passé Simple. На самом деле, отличное решение - от того, как робот формулирует фразы внутри себя, точно должно веять если не архаикой, то классическим стилем.

В общем, я рекомендую «Метабарона» к прочтению всем любителям научной фантастики, космической оперы и захватывающих комиксов, где неоднозначные герои борются с такими же неоднозначными героями, и все это с классной графикой. Но, конечно, в печатном варианте впечатление более сильное, чем с экрана монитора в электронном виде.

Купить первый том можно, например, здесь.

Обложка книги
Обложка книги

Понравился обзор? Спасибо за внимание! Автор будет очень рад лайкам, комментариям и подписке на канал 😊

Фэнтези
6588 интересуются