Высокочувствительные люди (ВЧЛ) остро реагируют на любые раздражители, например, звуки или прикосновения. А еще они остро реагируют на любой дискомфорт. Это эмоциональные люди, которые не всегда контролируют свои реакции. Понятие «высокочувствительный человек» ввел психолог Э. Эйрон в 1996 году.
Высокая чувствительность — это не болезнь или расстройство, а природная особенность. Такие люди замечают каждую мелочь и остро чувствуют эмоции других людей, поэтому часто перевозбуждаются. А из-за перевозбуждения может случиться эмоциональный взрыв.
Из-за импульсивности и странностей в поведении (высокочувствительные люди бывают замкнутыми, тревожными, нелюдимыми) высокую чувствительность можно спутать с пограничным расстройством. Ведь пограничники тоже живут «без кожи», нестабильны, импульсивны и склонны к эмоциональным вспышкам. Чем же отличается ВЧЛ от ПРЛ?
Главные различия между ВЧЛ и ПРЛ
У ВЧЛ эмоциональная неустойчивость заметна только в отдельных ситуациях. Чаще всего это связано с тем, что человек терпит что-то, а потом взрывается. Например, многим ВЧЛ сложно говорить «нет». Они терпят-терпят, а потом чья-то просьба становится последней каплей. Пограничники живут на эмоциональных качелях.
У ВЧЛ депрессивные мысли связаны с ощущением неполноценности, беспомощности и безнадежности. С детства человек считает себя «не таким», поэтому не принимает себя и стыдится своей особенности. Для пограничников депрессивные мысли связаны со страхом одиночества, они часто переходят в самоповреждение. Оно может быть средством избавления от психологической боли или средством для привлечения внимания.
У ВЧЛ хороший контакт со своими чувствами и эмоциями. Собственно, поэтому у них и появляется ощущение «неправильности» и другие негативные мысли. Пограничники не понимают себя, а их личность расщеплена.
ВЧЛ более стабильны, чем пограничники. Если другой человек может принять особенности высокочувствительного человека и с уважением к ним относиться, то построить стабильные и адекватные отношения можно. А с пограничником все сложнее. Шанс тоже есть, но без помощи психолога тут не обойтись.
ВЧЛ входят в группу риска по развитию ПРЛ. Представьте, что может произойти с высокочувствительным человеком, если он оказался в токсичной среде. Он, как губка, впитывает в себя любые эмоции, больше других переживает за себя и за окружающих. А теперь представьте, что происходит с таким ребенком, если отец избивает мать. Или если мать спивается. Или если родители несчастны, много тревожатся и боятся. Они сколько угодно могут говорить ребенку, что все хорошо, но он считает их состояние.
Или представьте, что происходит с высокочувствительным ребенком, когда дома то и дело предметы летят в стену, бьется посуда, хлопают двери, а еще очень много криков. О чувстве безопасности можно забыть. А еще очень хочется убежать из этого мира в какой-то другой.
А уж что происходит с высокочувствительным ребенком, если его наказывают… Потом не захочешь ничего чувствовать, даже приятных прикосновений или объятий.
Это не значит, что все пограничники — ВЧЛ. Но у последних выше риск стать пограничниками.
_____________________________
Пытаетесь выйти из созависимых отношений?
Хотите научиться расставлять границы и научиться защищаться от токсичных людей?
Записывайтесь на онлайн курс PROсепарацию!
В курс включены безопасные протоколы EMDR и клинического гипноза, которые всегда придут вам на помощь в сложных ситуациях.
У вас будет возможность получить обратную связь от клинического психолога Евгении Богдановой в ходе вашего процесса психологической трансформации
________________________________
Ваш лайк и помощь нашему проекту , позволят большему количеству людей получить поддержку. Спасибо!
#высокочувствительныелюди
#пограничники
#раздражители
#дискомфорт
#эмоции
#токсичность