Разработка стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации) началась в 2009 году конструкторским бюро «Туполев». Проект не значится как модернизация существующей машины, а подразумевает создание абсолютно новой концепции летательного аппарата по аэродинамической схеме «летающее крыло», то есть без хвостового оперения. На что будет способен ПАК ДА — в материале iReactor.
Ракетоносец будущего
По планам опытный образец многоцелевого ракетоносца впервые поднимется в воздух в 2025 году, а в течение следующих двух лет станет важной частью ядерной триады России. Сейчас отечественный потенциал усиливают модернизированные ракетоносцы дальней авиации Ту-160М и Ту-95МС.
Удивительно, но для ПАК ДА разрабатываются новые ракеты, радиус поражения которых составит 7 тысяч километров (сам самолет сможет преодолевать дистанции до рекордных 15 тысяч километров). Снаряды будут способны анализировать воздушную и радиолокационную обстановку при помощи встроенных компьютерных систем, что позволит им самостоятельно выбирать цели и траекторию полета без вхождения в зону радаров противника.
На борту бомбардировщик сможет нести широкий спектр вооружений, то есть любые виды ракет и бомб, которые есть на вооружении ВС РФ (вероятно, Х-101 и Х-102, Х-550 и Х-55). Что касается гиперзвуковых ракет, то они смогут поражать цели, в том числе, находящиеся в ближнем космосе.
Двигатель ракетоносца изготавливает машиностроительная компания «Кузнецов». Однако этот процесс был начат не с нуля, а на основе надежно зарекомендовавшего себя НК-32, которым на сегодняшний день оснащен Ту-160. Будущий двигатель получит тягу в 23 тонны и будет защищен от последствий ядерного взрыва.
Сам агрегат сможет работать при температурах от -60 до +50 градусов по Цельсию. Максимальный срок эксплуатации установки при своевременном ремонте достигнет 21 год. Стоит отметить, что на бомбардировщик планируется установить два двигателя.
Малозаметность
Фактически все сверхзвуковые самолеты способны сохранять малозаметность лишь в течение короткого отрезка времени, в противном случае машинам грозят структурные разрушения. На данном этапе развития наука не находит решения для сочетания этих двух факторов.
Не стал исключением и ПАК ДА, но конструкторам все же удалось сделать акцент на малозаметности при разработке ракетоносца, которая заключается в концепции «летающего крыла». Именно такая форма титанового корпуса обеспечивает незаметность. Но нужно помнить, что полностью незаметных самолетов не существует, так называемые стелс-самолеты все равно видны на локаторах, правда, на меньших расстояниях.
Во многом малозаметность ПАК ДА связана с его способностью отражать электромагнитные волны, что также достигается за счет необычной формы и ее видоизменения. Навигация машины будет ориентироваться по астрономическим, а не по спутниковым данным. При развитии определенных маневров ПАК ДА сможет незамеченным проходить рубежи систем противовоздушной обороны стран НАТО.
Следует сразу оговориться, что все указанные характеристики ПАК ДА являются сугубо предположительными и основаны на мнении и догадках экспертов. Помимо прочего, аналитики предполагают, что при создании бомбардировщика будут учитываться стелс-технологии американского В-2А Spirit. Тем не менее основной стратегической авиации США по-прежнему служит Boeing B-52 Stratofortress, первый полет которого состоялся в далеком 1952 году.
Ранее иностранцы с восторгом отреагировали на боевой арсенал российского фрегата «Адмирал Горшков».