(Очень большая "любовь". Ну очень…)
Преамбула.
… и вот парадокс: сапиенс страшится смерти, крови и войны, но одновременно много и охотно воюет, убивая других и убиваясь сам. Поводы, которые он использует для убиения друг друга иногда приводят в изумление своей ничтожностью, но истинная цель войн или личных преследований всегда одна и та же - власть, деньги и ресурсы.
Работа Питера Брейгеля "Самоубийство Саула".
(Название неточное в чем убедимся далее.)
…но у Питера на картине не толпа. На толпу можно повлиять, встать на возвышение перед толпой, рявкнуть зажигательно и толпа послушается, она станет другой. У Питера же изображена совершенно невменяемая плотная масса сапиенсов с копьями. Эта масса выдавливается как гной откуда-то из угла справа, заполняет собой пространство, течёт по диагонали к центру картины и в центре сама себя уничтожает.
Эта картина не о самоубийстве Саула. Сюжет о Сауле только повод, но не причина.
Картина о вражде и самоубийстве человечества.
В 1562 году, когда Питер сделал эту картину, нигде в Европе (и в Нидерландах в частности) не обнаруживалось не только счастья, но даже покоя. Европа была охвачена ненавистью ("любовью") нескольких разновидностей христианства друг к другу. 16 век, отравленный смердящей заразой католичества, убивал сам себя. Католичество теряло свою 1000-летнюю власть над Европой, но не собиралось отдавать ее без "любви".
Сюжеты работ художников 16-18 веков тех, которые работали на уровне эстетики разума, мрачны… Мрачен Иеронимус ван Акен, мрачен Питер Брейгель, мрачен Франциско Гойя…
В своей деятельности католичество практиковало два вида "любви":
1. Любовь к отдельным людям
2. Любовь к коллективам людей.
Рассмотрим оба варианта.
О практике любви
1. Любовь индивидуальная.
Христианство уверяет, что оно чуть ли не тождественно любви… Вот образцы таких прямых и искренних признаний.
Иоанн 15:6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
От Матфея 18:8. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;
В буквальном соответствии с высказанными постулатами любви, католичество в 11 веке основывает репрессивный орган для поджигания засохших ветвей и отрубания соблазняющих рук - инквизицию и переходит к практическим делам. Задача инквизиции - внимательно выискивать тех кто начал "сохнуть", тех, кто сказал или сделал что-нибудь против текста библии или принятых церковью постулатов. Найдя такого сомневающегося, инквизиция объявляла его еретиком, конфисковывала в свою пользу его имущество и физически наказывала (любила) подсыхающую ветвь за сказанное, сделанное или даже несделанное (например за недоносительство). Так сказать любила до смерти.
Методы взаимодействия с "ветвями" были регламентированы и по своему нетривиальны.
Не буду излагать эти методы сам, процитирую книгу
Р. Сабатини. "Торквемада и испанская инквизиция" .
Метод #1. Дыба.
Подвешивание требовало простейшего устройства – веревки, перекинутой через блок, который был прикреплен к потолку камеры пыток.
Запястья заключенного крепко связывали за спиной и прикрепляли к одному из концов веревки. Затем экзекуторы медленно вытягивали другой конец, постепенно поднимая руки подследственного, выкручивали их, дергали туда-обратно до тех пор, пока человек не оказывался на цыпочках, после чего медленно отрывали его от земли, так что весь вес его тела выворачивал и без того вывернутые назад руки.
Метод #2. Пытка водой
Испытание водой было более сложным, значительно более жестоким и весьма почитаемым Святой палатой.
Жертву помещали на коротком узком устройстве, похожем на лестницу, слегка наклоненную, – голова жертвы должна была находиться ниже ног. Затем голову жестко закрепляли металлическим или кожаным ремнем, а руки и ноги привязывали по бокам этой лестницы столь туго, что веревка врезалась в тело.
В дополнение к этому бедра, икры и руки стягивались петлями гарроты: завязывали веревку, под нее засовывали палку, вращением которой затягивали петлю так, что она доставляла жесточайшие мучения, врезаясь в мускулы и нервы, углубляясь в тело буквально до костей.
Рот жертвы широко открывали и заталкивали туда металлический конус, называемый «bostezo». Ноздри затыкали пробками, поперек рта клали длинную льняную полоску, которую через «bostezo» заталкивали в горло давлением воды. Через эту «toca» – так называли полоску – вода медленно текла внутрь. Когда вода просачивалась через ткань, человек испытывал все мучения удушья. Он старался проглотить воду, чтобы тем самым освободить дорогу толике воздуха в свои раздираемые мучением легкие. Если немного воздуха и попадало туда, то ровно столько, чтобы поддержать его живым и в сознании, но недостаточно, чтобы облегчить ужасные муки удушья, ибо через ткань непрерывно просачивалась вода, которую постоянно подливали… "
Вот иллюстрация экспонатов музея пыток из Сан Марино (Италия).
Изначальная " Смиренная проповедь добра и любви обернулась впоследствии злобной ненавистью; богобоязненные наставления о терпении и снисхождении научили убийственной вспыльчивости и кровожадной озлобленности; кроткие догматы милосердия и сострадания с лютой свирепостью насаждались огнем, мечом и дыбой; заповеди о смирении внушались с откровенной гордыней и высокомерием, какого еще не знал мир. "
Повторим ещё раз:
"какого ещё не знал мир". Это был первый в истории цивилизации прецедент введения наказания на государственном уровне не за поступок, а за мыслепреступление.
… И в самом деле, что же может быть любвеобильнее христианства к самому себе и к своей власти над людьми.. И к имуществу людей.
Католичество преисполнено любви к собственному богу и пренебрежительной, уничтожающей ненависти/безразличия к людям на деле,.. Но на словах же все ровно наоборот. Не на пустом месте в русской речи появился термин "иезуитство".
Отныне никогда не будем более употреблять слово "любовь" при любом упоминании католичества. Лицемерие, лживость и жестокость применительно к людям - вот его верные исторические характеристики. Любят же они только своего бога и себя.
" По делам их суди их". Не по словам… Дела же католичества, а именно его карательного органа - инквизиции, полны ненависти и беспощадной жестокости…
Однако всему приходит конец. Приходит конец и "любви". Меняются экономические условия существования. Несмотря на все усилия католичества, направленные на мумификацию интеллекта, человек продолжал стремиться к знаниям и их практическому приложению к жизни. По мере роста эффективности экономики, промышленности и торговли мертвящая власть церкви перестала устраивать социум.
После раскола католичества в 16 веке инквизиция стала терять свои позиции карающего за "грехи" органа спасения душ человеческих. Далее карательные и властные функции в течение почти 300 лет шаг за шагом переходили от религиозной к светской власти. Капитализм окончательно загнал инквизицию в мышиную нору только в 19 веке. Сегодня внутри католической церкви тихо продолжает жить тень былой мощи этой когда-то всесильной карательной вселюбящей организации.
Но хотя тело ее усохло, дух инквизиции остается жить. Почти 1000-летняя деятельность инквизиции не пропала бесследно. От неё в цивилизации остались серьезные последствия и конкретные потомки. И эти потомки полностью унаследовали главное, что внёс католицизм в цивилизацию Европы - беспощадное преследование и уничтожение людей по идеологическим поводам; подчёркиваю, преследование не как наказание за дела ими совершенные - это функция гражданских судов, а как наказание за слова, мысли, за намерения или даже сомнения, которые могут проявляться в выражении лица или интонации. За желания, которые возникают нас не спрашивая. А также наказание за недоносительство о чужом "грехе".
Всё в точном соответствии с постулатами христианства о том, что грех это не только поступок, для греха достаточно намерения или "возжелания".
Таким образом можно констатировать, что появление феномена наказания за мыслепреступление полностью родом из христианства. Далее, в отличие от самой инквизиции, ставшей историческим феноменом прошлого, рожденный ею прецедент наказания на мысли или чувства не исчез, а продолжил эволюционировать и стал давать интересное потомство.
Вот некоторые прямые потомки, которых скорее всего не было бы в истории без предшествующего феномена инквизиции и христианства как такового.
- Гестапо есть прямой потомок инквизиции.
- НКВД и ежовщина 37/38 годов в СССР есть прямой потомок инквизиции.
- Репрессии в Китае времен Мао
- Комитет по поощрению добродетели и удержанию от порока (ислам) …
- Шариатская гвардия
- Инакомыслие в целом как таковое.
- Современные преследования за отрицание святости ЛГБТ или иных новейших идеологий.
Обращаю внимание на то, что преследование за малейшие отклонения от прописанных религиозных канонов есть общее свойство всех постиудейских религий. А также обращаю внимание на то, что таковое преследование отсутствует в восточных религиях: в индуизме, зороастризме, буддизме, у сикхов, в конфуцианстве и так далее… Граница между цивилизациями налицо!
2. Любовь коллективная или любовь к Sangue molto grosso.
16 век не был в истории человечества чем-то исключительным в отношении любви к розливу Sangue molto grosso, но масштаб и непрерывность этого занятия были поразительны.
Вот простой перечень вооружённых конфликтов в Европе 16 века. Подробности тут:
https://en.m.wikipedia.org/wiki/List_of_conflicts_in_Europe
Датско-шведская война 1501-1512 (1501-12)
1502-1543 Калиновые войны
1503-1505 Война за наследование Ландсхута
1508-1516 Война Лиги Камбре
Польско–молдавская война 1509-1510 гг.
1514 Восстание бедного Конрада
Восстание 1514 года в Доже
1514-1517 Саксонская вражда
1515 Словенское крестьянское восстание
1515-1523 Фризское крестьянское восстание
Польско–тевтонская война 1519-1521 годов
1520-1521 Восстание коммунистов
1521-1523 Восстание братств
1521-1523 Шведская освободительная война
1521-1526 Итальянская война 1521-1526 годов
1521-1791 Габсбургско-османские войны
Восстание рыцарей 1522-1523 годов
Крестьянская война в Германии 1524-1525 годов
1526 Битва при Мохаче
1526 Восстание Эспадана
1526-1530 Война Лиги Коньяка
Гражданская война в Венгрии 1526-1538 годов
1526-1527 восстание Йована Ненада
1529 Первая Каппелевская война
1531 Вторая Каппелевская война
1531-1532 Война двух королей
1534 Восстание Томаса Силкена
1534–1535 Münster Rebellion
1534-1536 Графская междоусобица
1536-1537 Реформация в Норвегии
1536-1537 Паломничество благодати
Соляная война 1540 года
1542-1546 Итальянская война 1542-1546 годов
Дакская война 1542-1543 годов
1543 Осада Эстергома
1543-1550 Грубое ухаживание
1546-1547 Шмалькальдская война
1549 Восстание Кетта
Восстание молитвенников 1549 года
1550 Битва при Саудафелле
1551-1559 Итальянская война 1551-1559 годов
1552-1555 Вторая война маркграфов
Восстание 1554 года Уайетта
Русско-шведская война 1554-1557 годов
Ливонская война 1558-1583 годов
1559-1564 Испано-османская война
1560 Осада Лейта
1562-1598 Религиозные войны во Франции
Северная семилетняя война 1563-1570 годов
1565 Великая осада Мальты
1566 Siege of Szigetvár
1568-1570 Восстание морисков
Восьмидесятилетняя война 1568-1648 годов
1569-1580 Испано-османская война
1569-1570 Восстание Севера
1569-1573 Первое восстание Десмонда
Хорватско–словенское крестьянское восстание 1573 года
Грузино-османская война 1578 года
1579-1583 Второе восстание Десмонда
1580-1583 Война за португальское наследство
Кельнская война 1583-1588 годов
Англо-испанская война 1585-1604 годов
Голландско–португальская война 1588-1654 годов
1587-1588 Война за польское наследство
Русско-шведская война 1590-1595 годов
1593 Битва при Сисаке
Тринадцатилетняя война 1593-1606 годов
1593-1617 Войны молдавских магнатов
Девятилетняя война 1594-1603 годов (Ирландия)
Войны молдавских магнатов 1595-1621 гг.
Дубинная война 1596-1597 годов
1598 Первое Тырновское восстание
Война 1598-1599 годов против Сигизмунда
Всего 73 вооруженных конфликта разного масштаба.
Резюме
Неудивительно, что Питер регулярно фиксировал в своих работах резко негативное отношение к религиям и власти, саркастически показывал человека и противопоставлял жестокую и безумную окружающую действительность мечте о созидательном труде - настоящей цели человечества.
Вот еще пара высказываний Питера о человечестве.
Вместо голов деревяшки
И опять любовь друг к другу!
Не правда ли, ничего не изменилось и сегодня?
- У некоторых по-прежнему вместо голов деревяшки…
- А какая любовь с англосаксами! Ооооо!
До встречи.
Связанные работы: